В Гомельской области сельчане чаще всего жалуются на состояние деревенских улиц и дорог

Осторожнее на ухабах

Три года назад по следам читательской почты опубликовала статью об улице Чкалова в агрогородке Еремино. Никакого парадного повода к тому не было. Исключительно ее бедственное положение — рытвины, ухабы, ямы. Кто бы мог подумать, что спустя столько времени здесь мало что изменится? Увы... Опять весна, опять Чкалова. Типичная картинка из жизни сельских улиц–дорог?

Эта история «с бородой» всплыла на недавней прямой телефонной линии, которая проходила в Гомельском райисполкоме. Жители улицы, устав латать дыры строительным мусором, опять обратились к властям. Районное предприятие ЖКХ, как и три года назад, обещало помочь в меру возможностей. Но мера эта, объясняют коммунальщики, жестко ограничена финансами. Равно как и прежде. Поэтому таких «чкаловских» историй считать не пересчитать. И не только в Гомельском районе.

Практически на каждую субботнюю «прямую линию» в облисполкоме поступает дорожный сигнал с места. По звонкам можно смело составлять карту болевых точек: переулок Криничный в деревне Сырод Калинковичского района, улица 50 лет Стеклозавода рабочего поселка Костюковка областного центра, Луговая в Лоеве... Недавно побывала на субботней «прямой линии» Буда–Кошелевского райисполкома. Тот же «чкаловский» сюжет. После дождей развезло проселочную дорогу — автолавка не добралась до поселка Восход, в деревне Медведево тяжелый спецтранспорт по вывозу леса разбил окраинную улицу...

Вникаю в предысторию проблемного вопроса. На селе и раньше дороги были не фонтан. Их состояние в основном поддерживали сельхозпредприятия. Однако около семи лет назад в судьбе деревенских путей случился ключевой поворот. Они обрели хозяев. В одних регионах страны тысячи сельских километров на обслуживание взяли дорожники. В других, как в Гомельской области, тяжелую ношу приняли предприятия жилищно–коммунального хозяйства. Например, под патронат областного ЖКХ и его подразделений попало более 6 тысяч километров улично–дорожной сети, из них 3,9 тысячи — на селе. И это при том, что ни специалистов, ни дорожной техники для содержания такого «параллельного» хозяйства не было. Впрочем, во многих районах нет спецмашин и сейчас. Обычно единственный грейдер — предел возможностей.

Почему так, а не иначе, объяснения нахожу в управлении жилищно–коммунального хозяйства облисполкома. Целевых денег на развитие таких служб при предприятиях ЖКХ не выделялось. Больше других смогли сделать только пострадавшие районы, которым плечо подставила Госпрограмма по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Остальные — своими силами. Однако на фоне скромного финансирования темы пока не получается заметно ударить по сельскому бездорожью. Скажем, в этом году на капремонт улиц–дорог выделено 15 миллиардов рублей. По–хорошему, основательно удастся починить не более десятка километров. На содержание и текущий ремонт — 58 миллиардов. И эту сумму коммунальщики также называют каплей в море накопившихся проблем.

Впрочем, по признанию специалистов ЖКХ, с прошлого года реальным подспорьем в этом вопросе стали поступления от дорожного сбора. Благодаря ему почти 80 миллиардов рублей направили на восстановление сети в районах. Правда, здесь власти придерживаются жесткой концепции — за счет дорожного сбора приводят в порядок улицы–дороги одного населенного пункта, чтобы люди почувствовали, а не латают дыры по всей области. Так подтянули Чечерск, Буда–Кошелево, теперь вот планируют Ельск...

Стоит понять, что денег никогда не бывает столько, сколько нужно. И эта истина как нельзя точно ложится на сельскую дорожную карту Гомельщины. Именно потому, что улицами здесь занимаются непрофессионалы. Там, где дорожник, оперируя последними технологиями и оборудованием, потратит миллион, коммунальщик рискует вложить много больше. Не потому, что он плох, а потому, что не его это дело. Возможно, в ближайшем будущем сельские магистрали вновь сменят хозяина. Республиканская рабочая группа по проблемам ЖКХ, не так давно изучавшая вопросы отрасли, поддержала предложение о передаче дорожникам на баланс деревенской уличной сети. Осталось закрепить нормативно. Денег, понятно, от этого больше не станет, но подход к делу, надо думать, будет куда профессиональнее.

dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 67 (24697). Четверг, 9 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter