В нашей стране надзор за рекламой осуществляет Министерство торговли. Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника отдела защиты прав потребителей и контроля за рекламой Ирину НАРКЕВИЧ
: - Мы отслеживаем рекламу, не соответствующую действующему в стране законодательству. То есть она должна быть этичной, достоверной, не содержать призывов к насилию и не нести заведомо ложной информации и т.д. И с этой точки зрения претензий к рекламе пива у нас нет. В настоящий момент пиво не является алкогольным продуктом и относится к общей группе рекламируемых товаров. Чисто по-человечески могу добавить "к сожалению, не относится". Для того чтобы пересмотреть создавшуюся ситуацию, необходимо провести достаточно серьезные исследования, привлечь специалистов - психологов, медиков, социологов, провести опрос населения. Это слишком дорогостоящая процедура. Государству не по карману инициировать такие исследования за свой счет. Как правило, в мировой практике их оплачивает либо заинтересованная сторона, либо независимое объединение.
- В Беларуси подобных прецедентов не было?
- Не то чтобы совсем не было. Просто полномасштабных исследований у нас не проводят. Совсем недавно на предмет этичности оценивалась реклама женского белья. Рекламный ролик был настолько "прозрачным", что телерадиокомпания даже отказалась его транслировать. Республиканская экспертная комиссия, в которую мы обратились за консультацией, признала этот ролик этичным и разрешила его показ по ТВ. Предпринимались у нас и попытки общественных исследований. Насколько мне известно, органы образования с помощью студентов проводили опросы общественного мнения об отношении к табаку.
- Кстати, насколько этично, с точки зрения законодательства, работают
у нас иностранные алкогольные и табачные компании?
- Достаточно этично. Посмотрите любую рекламу табака: там все очень осторожно - на телевидении вы не найдете даже намека на процесс курения или распития спиртных напитков. Иностранные компании в большинстве своем сами четко следят за безупречным соблюдением рекламного законодательства страны. Возможно, потому, что многие из них имеют печальный опыт неосторожной рекламы, чреватой судебными исками, в других государствах.
- Можно ли сегодня заставить пивного производителя быть более корректным в рекламных посулах?
- Пока, к сожалению, нет. Поскольку все, что мы сегодня видим, действующего законодательства не нарушает.
Осторожная прозрачность
В нашей стране надзор за рекламой осуществляет Министерство торговли.