Остановка по требованию

Почему «буксует» акция «День без автомобиля»?...

Впрошлом году Беларусь впервые участвовала в акции «День безавтомобиля», которая проходит по всему миру 22 сентября. Именно в этот день раз в год водителей просят отказаться от поездок на машинах и пересесть на общественный транспорт или велосипеды, а то и вовсе прогуляться до работы и обратно пешком. Цели благородны: сделать воздух чище, снизить аварийность, указать водителям на альтернативы личному авто.

Тогда с инициативой перенять из-за рубежа красивую акцию выступило Министерство транспорта и коммуникаций. Организацией занималось в основном Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поддержали идею в ГАИ, а некоторые чиновники демонстративно прошли по улицам пешком.

Что в итоге? По моим наблюдениям, 22 сентября прошлого года машин в Минске меньше не стало. Все те же пробки на Немиге, Железнодорожной, проспекте Пушкина… И хотя спустя пару дней министерства отрапортовали, что в этот день выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сократились на 15 процентов (на 400 тонн), все равно было очевидно: едва ли не абсолютное большинство обычных водителей проигнорировали экологическую акцию. Проигнорировали вопреки водителям Западной Европы, где традицию «комендантского» дня для машин чтут и соблюдают многие. Пассивность автомобилистов признавали и сами организаторы акции, уверяя журналистов, что в следующий раз результаты окажутся лучше.

Казалось бы, в запасе был целый год, чтобы подготовиться основательно. Теперь до 22 сентября остается две недели. Но телевидение не показывает ролики социальной рекламы, не видно в городах растяжек. Заглянул на сайты Минтранса, Минприроды, ГАИ — нигде ни слова об акции. Выходит, и на этот раз большинство автолюбителей мельком услышат о ней за день-другой по радио, так толком и не поняв, для чего все это нужно?

Звоню в Минтранс. К удивлению, здесь пока нет планов относительно 22 сентября. Заместитель начальника управления автомобильного транспорта Юрий Коровайкин в разговоре был настроен скептически: дескать, прошлогодняя затея надежд не оправдала. В разных городах на маршрутах задействовали больше общественного транспорта, а выгоды не получили. Столичная ГАИ, как выяснилось, тоже стоит в сторонке. «Наша цель — профилактика нарушений, безопасность. А садиться за руль или в метро — личное дело каждого», — примерно так ответили в отделе агитации и пропаганды.

Наконец ясность внесли в пресс-службе Минприроды: «безавтомобильный» день все-таки состоится. Однако программы действий пока нет, письма в администрации городов не составлены. Осталось, напомню, две недели. Не поздно ли спохватились?

Впрочем, думается, даже если к акции начали бы готовиться за два-три месяца, то повторился бы сценарий прошлого года. Можно взывать к сознательности, давить на мораль, объясняя, что 80 процентов загрязняющих веществ приходится на долю выхлопных труб транспорта. Но одними убеждениями делу не помочь. Взяв раз-другой штурмом переполненный трамвай или автобус, любой заядлый автомобилист подтвердит: общественный транспорт по комфорту и быстроте едва ли годится в качестве альтернативы личному авто.

В Европе, между прочим, принято действовать не только методом убеждений. В городах создаются условия, при которых выбор в пользу трамвая, например, или велосипеда будет естественным. С одной стороны, это развитие сети общественного транспорта (особенно метро и трамвайных линий) и строительство велодорожек, с другой — налоги на автомобили, платный въезд в центр города, дорогая парковка в собственном дворе.

Неспроста в городах Швеции (стране с более суровым климатом, чем у нас) всюду проложены велосипедные дорожки. Возле офисов крупных компаний в Стокгольме — велопарковки. Крутят педали здесь не только менеджеры, но и директорский корпус. Когда место на стоянке стоит 10–15 тысяч евро, машина переходит в разряд роскоши.

У нас, к счастью, дороги пока бесплатные, хотя идея брать плату за въезд в центр Минска уже обсуждается. Но, думается, непопулярные меры такого рода должны приниматься в последнюю очередь. Инженерные решения, работа над оптимизацией маршрутной сети, формирование экологического мышления — вот задачи номер один, которые ставит перед крупными городами автомобилизация. Проектировщикам, планируя капитальный ремонт дорог, стоит думать не только об автомобилистах, но и о пассажирах общественного транспорта, велосипедистах, пешеходах. Только тогда водители поймут: время от времени можно обходиться и без машины.

Впрочем, отставание от Европы по этой части, думаю, не мешает нам проводить «День без автомобиля». Пожалуй, нет ничего плохого в том, чтобы чиновники, особенно те, которые отвечают за развитие транспортной инфраструктуры, хотя бы один день подавали пример, пересаживаясь в автобусы и троллейбусы. Тогда, наверное, многие проблемы решались бы быстрее.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter