В стране почти 385 тысяч человек пользуются услугами автолавки

Остановка по требованию

Продуктовыми магазинами в двух шагах от дома горожанина едва ли удивишь. Скорее тем, что ближайшая торговая точка окажется дальше, чем за квартал. Доступность различных товаров окончательно нас избаловала. Зачем делать лишний шаг, когда продукты питания доставят прямо к порогу? На селе ситуация иная. Для деревенских жителей автолавка порой единственная возможность пополнить запасы. Ее ждут с нетерпением. И как личную обиду воспринимают ее недоступность. Например, жительница Рогачевского района уверена: автомагазин должен останавливаться возле ее дома. В ситуации разбиралась корреспондент «Р».


Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

В редакцию позвонила бобруйчанка Светлана Цедик. Женщину интересует, может ли автолавка останавливаться возле дома ее матери? Мать, 80-летняя Клавдия Алексеевна Домородова, проживает в деревне Великие Филипковичи Рогачевского района. Домик ее стоит на отшибе. Из соседей — только дачники. В населенном пункте пару лет назад закрыли магазин, поэтому продукты питания местным жителям доставляет автолавка. Нареканий на работу магазина на колесах нет, кроме одного — он останавливается в нескольких сотнях метров от двора пенсионерки. А та не может до него дойти — каждый шаг дается с трудом из-за остеопороза. Неужели водителю сложно проехать эти несколько сотен метров, интересуется дочь. И уточняет, пожилая мать без внимания не остается: за ней присматривает социальный работник, пенсию ей доставляют на дом и отдают лично в руки, дети и внуки часто навещают и привозят все необходимое. «Просто хочется, чтобы у пожилой женщины была возможность самостоятельно что-нибудь прикупить, чтобы окончательно не выпасть из общественной жизни». 

За ответом обращаюсь в Рогачевское районное потребительское общество. Именно их автомагазины ежедневно разъезжаются по самым отдаленным деревушкам района. О пожеланиях Клавдии Алексеевны здесь знают. Но помочь ничем не могут. Почему? Потому что рабочий график не позволяет останавливаться возле каждого дома. Даже малейшее отклонение от маршрута способно внести сумятицу во всю работу. Это значит, что в другие деревни магазин на колесах может очень сильно припоздниться или вовсе не доехать. А в Рогачевском районе 127 деревень, и объезжает их всего 6 автомагазинов, приводит цифры заместитель председателя райпо по торговле Наталья Евдокимова. Это большая нагрузка на одну машину, которая обслуживает 10—12 точек. Летом — еще больше из-за возросшего количества отдыхающих и дачников. 

Еще момент. Во все деревни, в том числе и в Великие Филипковичи, автолавка приезжает 3 раза в неделю. Ассортимент в ней, разумеется, не такой богатый, как в городском супермаркете. Однако самое необходимое в ней есть. Большой плюс и в том, что продавец примет заказ и в следующий раз доставит любой деликатес. 

Хорошо. А по каким стандартам вообще должна работать автолавка? Кто разрабатывает для нее маршруты и в каких областях больше всего этих магазинов на колесах? В Белкоопсоюзе вводят в курс дела. Работа автомагазинов регулируется несколькими нормативными правовыми актами и документами, уточняет начальник управления торговли Белкоопсоюза Ольга Кунцова. В их числе — постановления Минздрава, Минторга, Совета Министров. 


Фото Александра СТАДУБА

В населенные пункты, в которых нет стационарных магазинов, автолавка потребкооперации приезжает 3 раза в неделю. В среднем один магазин на колесах обслуживает в день 8–12 населенных пунктов, в зависимости от численности жителей и времени стоянки. Что касается маршрутов и количества деревень на них, то их определяют специалисты местных райпо, а затем согласовывают с сельскими и районными исполнительными комитетами.

График движения автомагазинов также разрабатывают в райпо. Зависит он от времени нахождения автомобиля в пути, времени стоянки (а это 15—40 минут), а также нормативов рабочего дня персонала. Места стоянки и количество остановок автомагазинов, в свою очередь, определяются с учетом соблюдения правил дорожного движения, протяженности населенного пункта и по согласованию с сельскими исполнительными комитетами. 

Пример из практики. При протяженности населенного пункта свыше 1,2 километра при линейном расположении застройки организуется две остановки автомагазина. В более протяженных деревнях остановки располагаются примерно через 1 километр друг от друга. 

Сегодня 754 автомагазина потребительской кооперации отправляются в 15 тысяч населенных пунктов (в 14 тысячах из них нет стационарных торговых точек), приводит цифры Ольга Кунцова. Наибольшее количество автомагазинов обслуживает Витебскую (164 автомагазина) и Минскую (159 автомагазинов) области. Услугами автолавок пользуется более 385 тысяч человек.

misnik@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter