Особая каста

Минский скульптор Сергей Бондаренко работает для весьма придирчивой и традиционной во всех смыслах этого слова категории заказчиков - ценителей кабинетной скульптуры, знатоков и любителей лошадей, конезаводчиков и спортсменов.

Минский скульптор Сергей Бондаренко работает для весьма придирчивой и традиционной во всех смыслах этого слова категории заказчиков - ценителей кабинетной скульптуры, знатоков и любителей лошадей, конезаводчиков и спортсменов. У них очень четкие представления о гармонии и красоте, явленных человеку в совершенной форме одного из самых прекрасных созданий на земле - породистой лошади. Да, эта красота умирает вместе с животным, но в силах человека воспроизвести ее, создав копию - живую (продолжение племенной линии) или искусственную (в бронзе, например).

Лошадники - особая каста. Они могут заказать или купить произведение искусства, но на имя Рембрандт, скорее всего, отреагируют иначе, чем любители традиционной живописи. Для них Рембрандт - самый знаменитый конь Германии, великолепный представитель вестфальской породы. Рембрандт был первой лошадью в истории Олимпийских игр, которая выиграла две индивидуальные золотые медали в выездке (уникальный случай для лошади, чей спортивный век недолог). Он был чемпионом Европы 1989 года и, кроме того, завоевал первенство на Всемирных конных играх, проводившихся в 1990 году в Стокгольме. У художника Сергея Бондаренко очень редкая специализация: он создает и отливает из металла скульптурные портреты лошадей. Тот самый Рембрандт - одна из его моделей. Знаменитый Саид, гордость ратомского завода под Минском, - тоже в обширной коллекции мастера.

В Европе Бондаренко сейчас единственный пример соединения в одном лице знатока лошадей, скульптора и профессионала-литейщика. Ценители этого вида искусства чрезвычайно строги во всем, что касается их любимой темы. Изображение "лошади вообще" - то есть непонятно какой породы - это для них такой же нонсенс, как для автомобилиста изображение "машины вообще" - корпус "Ауди", двери "Запорожца"... Такое здесь недопустимо, и в конной статуе они могут найти свой повод для иронии - как, скажем, в московском памятнике маршалу Жукову, где конь застыл в небывалом аллюре: странным соединением рыси и галопа, что не есть хорошо, ибо не есть правда.

В Соединенных Штатах Америки Сергею Бондаренко довелось проверить свои глаз и чутье. Он прибыл в 1995 году в Миннесоту на чемпионат арабской породы - порисовать и полепить с натуры. Получил разрешение найти себе модель. Выбранный им никому не известный тогда жеребец Legasy of Gold стал вскоре чемпионом США и настоящей суперзвездой: его фотографии не сходили с обложек популярных журналов. И о Бондаренко в профессиональной среде пошли слухи: глаз-ватерпас...

Изображение конкретных представителей того или иного вида животных - целый раздел анималистического жанра. Страсть к лошадям и профессиональный интерес скульптора к технологии бронзового литья в сочетании с настойчивостью - это помогло Сергею Бондаренко стать высококлассным мастером.

Упорный характер понадобился в разработке технологии литья из бронзы. Нет, ничего принципиально нового Бондаренко открывать не собирался: техника литья по восковой модели известна с древнейших времен (Древняя Греция, Рим, средневековая Европа, Италия эпохи Возрождения, опыт мастеров Российской империи). Но одно - знать дело в общих чертах, в рамках маленького спецкурса БГТХИ (Белорусского государственного театрально-художественного института, где Сергей окончил в 1981 году отделение скульптуры), другое - возобновить традицию и создать реальное производство практически на пустом месте (в смысле отсутствия традиции ремесла).

Как во всяком ремесле, в литье существует множество нюансов, познаваемых лишь эмпирически. Например, существовала проблема поиска необходимого сорта глины (или материала-заменителя) для формовки. (Вспомните отливку колокола в "Андрее Рублеве" Тарковского: весь процесс тормозился мучительными поисками подходящей глины...)

Со скульпторами среднего поколения интересно вспоминать прошлое. Они более других категорий советских тогда еще художников были вовлечены в идеологию, резче других потому испытали внезапный перелом: прекращение монументальных заказов, отсутствие спроса на самый массовый ранее скульптурный продукт - бюстики членов Политбюро. Путь Сергея Бондаренко можно в этом контексте назвать благополучным и устойчивым - он всегда имел свою тему; она была, есть и будет востребована до тех пор, пока люди будут общаться с животными, любить их и восхищаться ими.

 

БЕМБЕЛЬ Татьяна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter