Оружием и словом

Иосиф Зазеко уже в начале войны организовал подполье под Ружанами

Иосиф Зазеко был одним из тех, кто уже в начале войны организовал подпольное сопротивление под Ружанами

Тревожным набатом вошло в жизнь белорусского народа 22 июня 1941 года. Вместе с трудящимися всей страны на защиту Родины встали и ее белорусские патриоты. По-разному складывались пути тех, кто смело вступил на страшную тропу войны с захватчиками.

Иосифа Васильевича Зазеко война застала в Белостоке. В ту пору он работал там заместителем директора педагогического института, читал лекции по истории русской литературы. Институт эвакуировали уже на следующий день после начала войны. По шоссейной дороге в направлении Минска шли и ехали растерянные и перепуганные люди. В числе их находилась и небольшая группа преподавателей и работников Белостокского педуниверситета.

Двое суток беженцы шли по оврагам и перелескам, рассчитывая переправиться через реку Зельвянку недалеко от Ружан, но здесь группу настигла немецкая мотопехота. Фашистский офицер проверил документы и приказал солдатам отвести задержанных в ближайшую деревню. К тому времени их было человек пятнадцать – преподаватели института со своими семьями. Разместили в полуразрушенном сарае, двери наглухо закрыли, подперев их кольями.

Спустя некоторое время к их сараю подошло несколько местных жителей. От них узнали, что уже идут тяжелые бои под Витебском, около Жлобина и Рогачева. А столица Белоруссии полностью оккупирована. Это была горькая правда, болью отозвавшаяся в сердце каждого из пленных. Только на третьи сутки им разрешили выходить из сарая, но отлучаться дальше деревни не позволили.

Однажды хозяин дома, на территории которого находился сарай с пленными, поведал им: в близлежащих лесах отступавшие советские войска оставили много оружия и боеприпасов, которые тайком под покровом ночи можно было перепрятать и использовать в борьбе с фашистами.

Решили немедленно приступить к сбору оружия и медикаментов, соблюдая при этом особую осторожность. Собирали винтовки, мины, гранаты, толовые шашки. Заворачивали их в палатки и шинели, которые тут же валялись в лесу, сносили в воронки, засыпали землей и тщательно маскировали.

Можно сказать, эта их первая боевая вылазка была началом подпольной деятельности в тылу врага. Местные патриоты все смелее выходили к ним на связь. Однажды рано утром, выйдя из сарая, Зазеко увидел в густой траве большой сверток. В нем оказались продукты, которых так не хватало обессиленным людям, среди которых находились и дети. Нашлась там и записка: «Дорогие друзья! Чтобы снова стать свободными, нужна совместная борьба честных людей. Поверьте в нашу дружбу и искренность. Польские друзья».

Как-то раз к ним зашел хозяин дома. Было уже довольно поздно, наступала ночь.

— Сегодня мы можем послушать Москву, — сказал он.

Вслед за ним пробираясь около покосившихся заборов, внимательно вслушиваясь в ночные шорохи и звуки, остановились около заброшенного сарая, где был искусно спрятан под большим слоем прошлогодней соломы вход в погреб. Несколько ступенек вниз — и перед ними на небольшом ящике под слабым светом ручного фонарика показался довоенный старый приемник.

Когда голос диктора объявил: «Говорит Москва! Передаем вечернюю сводку Совинформбюро», у всех от волнения захватило дух. Наконец-то они слышат голос столицы своей Родины! Было решено сразу же написать листовку. В ней рассказывалось о потерях фашистской армии на фронте, разоблачалась ложь о взятии Москвы и Ленинграда. В конце листовки подпольщики написали: «Прочитай, перепиши и передай другому». Поставили дату — 19 августа 1941 года. Полиграфических средств у них не было, решили размножить листовку от руки, под копирку.

Помимо распространения сводок Совинформбюро через связь с партизанами отряда имени Кирова, который дислоцировался тогда в Ружанской пуще, они все чаще стали привлекаться к более серьезным и опасным делам в борьбе с коварным врагом.

Из сообщения подпольного центра им стало известно, что шоссейная дорога Варшава—Белосток—Слоним—Минск стала одной из главных артерий фашистской армии в этом районе. Днем и ночью на большой скорости мчались по ней вражеские грузовики с пехотой. Тягачи и транспортеры тянули орудия, тяжело грохотали танки. Этот железный поток стремился дальше и дальше на восток.

В одну из июльских ночей 1942 года их группа вышла на боевое задание в район шоссе. Белорусу Петру Найденко и поляку Михасю Новаку поручили заминировать небольшой участок смертоносной магистрали. Не просто было на асфальтированной дороге вырыть яму для мины. И все же им это удалось. Мину установили и замаскировали. Отошли к основной группе и стали ждать. Вот замелькали огни колонны. Яркие лучи фар пронизывают темноту, словно глазами обшаривают дорогу смерти. Головная машина миновала мину. За ней другая, третья. Неужели неудача?! И вдруг из-под четвертой вырвался высокий столб огня…

Второе задание для группы Иосифа Зазеко было еще более сложным. Им поручили взорвать нефтебазу.

— Нефть и бензин – это кровь войны. Мы не можем допустить, чтобы горючее шло на фронт, — говорили в штабе партизанского отряда.

Было известно, что фашисты возят нефть и бензин с товарной станции Белостока. Перед самой базой дорога круто поднимается в гору и сразу же опускается вниз. Под горой рос кустарник. В этом месте и было решено задержать последнюю цистерну, снять шофера и заменить его своим в форме немецкого солдата. Еще не менее сложный вопрос был в том, как подложить взрывчатку под цистерну. Партизаны придумали хитро: из небольшой сдобной булки вынули мякиш и в нее вмонтировали мину!

Вскоре в судьбе Иосифа Зазеко произошли большие перемены. Учитывая его литературный талант, в штабе партизанской бригады имени Чапаева ему предложили возглавить подпольную газету «Свислочская правда».

— Помни, — сказали в штабе, — выпуск подпольной газеты – это тоже одна из передовых линий огня.

Издание газеты в тех условиях, в которых находились партизанские отряды, было делом очень сложным. Помимо того, что не хватало квалифицированных специалистов, большой проблемой было достать бумагу, краски, типографское оборудование. Но, несмотря на все эти сложности, «Свислочская правда» с марта 1943 года все чаще и чаще стала появляться в партизанских отрядах Белостокского соединения.

В редкие минуты затишья сотрудники редакции встречались у партизанских костров, где с полной силой проявлялось народное творчество неустрашимых бойцов за свободу.

Именно тогда у партизанского редактора Иосифа Зазеко зародилась мысль собрать воедино все литературные труды народных мстителей. Стихи, песни, частушки писали как комиссары, так и рядовые партизаны и подпольщики.

После освобождения Белоруссии бывший партизан-подпольщик Иосиф Зазеко вновь приступил к своей научно-педагогической деятельности, которую прервала война. Заместитель директора, декан факультета Минского педагогического института имени М. Горького, несколько лет заведовал кафедрой русской литературы в Одесском пединституте. Потом снова вернулся в родные края – Белоруссию. И до конца своей жизни трудился в БГУ имени В.И. Ленина на самых разных ответственных
должностях.

В этот период рос и его писательский талант. Один за другим в издательствах республики выходили его сборники, повествующие о героическом пути белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

И наконец, как итог всей его творческой работы в партизанские годы – многолетний литературный труд партизана-подпольщика Иосифа Зазеко под названием «Лясныя песнi». Именно в этом сборнике бывший редактор подпольной газеты «Свислочская правда» собрал воедино огромный материал творческой активности народных мстителей – белорусских партизан и подпольщиков.

Рядом с песнями на страницах подпольных и партизанских газет очень быстро заняли свое достойное место и сатирические частушки народных мстителей.

Вельмi туга немцам стала,

Проста хоць крычы «капут».

Толькi цень на землю пала –

Партызаны тут як тут.

За участие в партизанском и подпольном движении в годы Великой Отечественной войны Иосиф Зазеко награжден многими орденами и медалями своей Родины. Есть среди них и высокая награда Польши – орден «Крыж партызана».

Давно перестало биться сердце мужественного и смелого человека Иосифа Васильевича Зазеко, но память о нем навсегда сохранится в сердцах его земляков-белорусов.

На снимке: подпольщик Иосиф ЗАЗЕКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter