Оркестр играет вс„!

Это рассказ о белорусском оркестре, покорившем Европу искрометной энергией, бравой армейской выправкой и фейерверком творческих находок.
Это рассказ о белорусском оркестре, покорившем Европу искрометной энергией, бравой армейской выправкой и фейерверком творческих находок. Это рассказ о Гленне Миллере Беларуси - об Александре Федорове, которого иностранцы называют еще человеком большой харизмы, особенно в те мгновения, когда он дирижирует Образцово-показательным оркестром Вооруженных Сил Беларуси.

Полковник Федоров со своим оркестром исколесил международные фестивали военных оркестров в Германии, Франции, Польше, Бельгии, Голландии, Ирландии и Великобритании. Вообще, в Англии за маршами не постоят: в частности, столетнюю историю имеет Королевский турнир военных оркестров в Лондоне. В Бирмингеме регулярно празднуют юбилей правления королевы Великобритании, там же и проводят современный фестиваль военных оркестров "Тату". В подобных английских фэстах военной музыки наш Федоров с оркестром показали высочайший уровень исполнительской культуры. Тронули они "холодное" сердце англичан настолько, что белорусский военный бэнд стали приглашать с концертами почаще, прямо по нескольку раз в год. Вот, скажем, в мае Федоров с оркестром снова скроется в тумане Альбиона.

Образцово-показательный оркестр Вооруженных Сил Республики Беларусь принимал участие в церемонии инаугурации Александра Лукашенко, а также в записи Государственного гимна Беларуси, за что и получил на днях Благодарность Президента.

Большим счастьем для меня, известной поклонницы хорошей музыки, была эта встреча с дирижером, композитором и настоящим полковником. Очарованная беседой с ним, я, почти не раздумывая, доверилась европейским экспертам и согласилась с тем, что г-н Федоров - это "человек большой харизмы".

- А еще, Александр, в народе поговаривают, что военные - это люди, недостаточно одухотворенные. Какая несправедливость.

- Историческая, я бы сказал. Это в былые времена к военным оркестрам прилип такой стереотип, мол, только и умеют играть, что похоронные марши или вальсы.

- Будем, значит, вырабатывать в себе новое отношение к военной музыке. Знаете, как со мной любовь к вашему жанру приключилась? Всякий раз, бывает, в Европу приеду и на официальных приемах в подарок получаю диск с военными маршами. Уже целая коллекция собралась. Если уставшая вдруг домой возвращаюсь, в плеер немецкие марши ставлю - хандру как рукой снимает. Очень бодрая, исцеляющая музыка - военная.

- Понимаю вас. В репертуаре нашего оркестра сегодня более трехсот произведений. Мы исполняем не только марши, но и самую сложную классику. Очень важно, чтобы вы это запомнили. Например, четвертую часть "Шехеразады" Римского-Корсакова наши музыканты играют великолепно. - И "Американца в Париже" Гершвина можете?

- Легко. Повторяю, в репертуаре оркестра Вооруженных Сил более трехсот произведений. В январе у нас в Большом зале филармонии был концерт, где мы исполнили все части 1-го концерта для фортепиано с оркестром до мажор Бетховена. Кстати, это произведение исполнялось в Беларуси впервые.

- А кто на фортепиано играл?

- Ученицы музыкальной школы. Кстати, наш оркестр имеет своих солистов: это Виктория Красовская (сопрано) и народный артист Беларуси Владимир Яскевич (баритон).

- Александр, согласитесь, что оркестров в Беларуси множество.

- Согласен.

- Так помогите определиться, чем ваш уникален?

- Оркестру уже 52 года, за это время он пустил в Беларуси большие музыкальные корни. Еще при Машерове наш оркестр возглавлял полковник Борис Пенчук. А сегодня мы превратили оркестр в государственное и концертное учреждение, мы часто выезжаем на гастроли за границу. 24 января у нас состоится большой настоящий концерт в концертном зале "Минск". Там вы и увидите многое из того, на что мы способны.

- Не преувеличиваете?

- Люди, которые далеки от жизни государственных оркестров, думают, что мы хвалимся. Я уже привык к недоверию, не обращаю на это внимания, просто активно работаю, написал две новые песни, одна из них - "Военный бал" на слова Ивана Титовца...

- Извините, что останавливаю ваше замечательное соло. Значит, г-н Федоров, вы ищете для оркестра новые формы?

- Ах да, новые формы... Только что я был в швейном ателье, где уже закончили работу над нашими новыми концертными костюмами. Как только у министра обороны генерал-полковника Мальцева еще доходят руки и до нас? Он ведь предложил мне пошить фраки для оркестра, чтобы мы представляли на европейских фестивалях Беларусь в новых костюмах. Еще хотелось бы поблагодарить за любовь и помощь оркестру начальника Генштаба генерал-лейтенанта Сергея Гурулева. Без этих людей все преобразования в оркестре были бы невозможны. Исходя из традиций русской армии, мы разработали концертный костюм, который передает исторический дух белорусов-рекрутов времен 1812 года. Это такой удлиненный фрак-камзол, настоящий кивер, рубашка, брюки натянуты. Красота! Эскизы разработала Наталья Сардарова, легендарный художник по костюмам "Беларусьфильма", она очень большой профессионал в своем деле.

- Синтезировали, так сказать, форму русской армии и французской? Скажите, Александр, а вот в военной музыке тоже приходится переосмысливать традиции разных стран? Ведь, по правде сказать, те же военные марши в Беларуси не очень-то национальная музыка. - Почему? Белорусские композиторы пишут военную музыку: Захлевный, например, Берстан, Лученок, я сам пишу. В одной из концертных программ мы исполняем фантазии на тему песен ансамбля "Песняры". В Англии, помню, перед тем как их исполнить, объявили: "Сейчас сыграем композицию по мотивам группы "Песняры" - это наши белорусские "Битлз". У англичан такая в начале улыбочка пробежала по лицам, как будто недоверие какое-то. Вот. А когда мы взяли в дефиле знаменитую "Касi› Ясь канюшыну", потом импровизировали с мелодией песни "Белая Русь ты моя"...

- Перестали улыбаться, да? Поняли, что это - не преувеличение, действительно, "Песняры" - это белорусские "Битлз". А вы, Александр Федоров, знаете, кто вы? Вы белорусский Гленн Миллер. Аплодисменты оркестру - и до встречи!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter