Опять скрипит потертое седло

В 7 утра я выглянула из окна гостиницы.
В 7 утра я выглянула из окна гостиницы... и насчитала за четверть часа несколько десятков спешащих на работу велосипедистов. Сверху хорошо было видно, как тонкие струйки велосипедов с улочек постепенно вливались в большой поток центральной улицы. В полвосьмого они и вовсе заполонили всю проезжую часть. Местным водителям авто в этот час пик оставалось только аккуратно просачиваться сквозь стремительный веломарафон. Утро я встречала не в Китае и даже не в Корее. Хотя почти 40 тысяч жителей небольшого Мостовского района Гродненской области называют себя "белорусскими шанхайцами".

Веложизнь

- Туда идите, - махнула рукой, указывая на центр, женщина на велосипеде и, поправив сумочку на руле, скрылась за поворотом. В Мостах вместо случайных прохожих - случайные проезжающие. Кроме женщин с сумочками и хозяйственными авоськами на руле, мужчины со свертками на багажниках, энергичные бабушки, чьи "железные кони" гнутся под тяжестью навешанных на них корзинок, мамы с детьми на специальных сиденьях, школьники с рюкзаками за спиной... Утром все едут на работу, потом на обед, потом с работы. Оживленное велосипедное движение даже в полпервого ночи! В это время на градообразующем предприятии "Мостовдрев" пересменка.

Интересно, что велосипедисты здесь имеют некоторые преимущества перед автомобилистами. Например, стоянки для машин есть далеко не везде, а вот специальные для велосипедов - возле каждого здания, будь то завод, больница, магазин, райисполком. А еще на велосипеде можно проехать по удивительно красивому подвесному мосту, единственному в своем роде в Беларуси. Кстати, в этом маленьком городке пять крупных мостов. Нетрудно догадаться, что название свое город получил благодаря этим сооружениям. Говорят, во все времена их над шумным Неманом возводили и разрушали множество.

Велоторг

Двухколесный транспорт здесь не продается разве что в продуктовых магазинах. Лариса Тумилевич, заведующая отделом в универмаге, показывает на длинный ряд продукции Минского мотовелозавода: за неполных три недели после завоза уже купили 45 велосипедов. Большинство покупателей - жители близлежащих деревень. На соседней улице в небольшом специализированном магазине наибольшим спросом пользуются дамские - без рамы.

- На днях мужчина сразу два купил в подарок сестрам на 55-летний юбилей, - говорит продавец Оксана Ковш. - Есть у нас и постоянные клиенты - покупают не велосипеды, а запчасти и сами собирают транспорт.

Если на рынки других городов несколько лет назад хлынул поток подержанных автомобилей, то Мосты коммерсанты наводнили "бэушными" польскими и немецкими велосипедами. Правда, сегодня практически весь рыночный товар новый и, что немаловажно, более дешевый, чем магазинный. На базаре популярный нынче импортный "горник" можно купить за 70 - 100 у.е. Вообще, здесь иметь классный велосипед не менее престижно, чем крутую машину. И если "парадный" горный на всю семью может быть единственным, то "рабочие" полагаются всем. "Транспортный парк" среднестатистической мостовской семьи обычно состоит из 4 - 5 велосипедов. Молодую маму Ирину Мазик мы встретили возле магазина. Усаживая на двухколесное средство передвижения маленькую дочку, она охотно рассказывала, что у них 3 обычных, 1 горный и 2 детских велосипеда. Как по-другому добираться в магазины, аптеки, на работу и на прогулки местные жители не представляют. Даже после службы из церкви бабушки направляются на стоянку за... своим велосипедом! Сама видела, поэтому и не удивилась, когда мой экскурсовод по городу главный специалист отдела по идеологической работе райисполкома Сергей Рудяк заметил

: - Обе мои бабушки - 80 и 84 лет - приезжают к нам в гости исключительно на велосипедах!

Возле "Мостовдрева", по местному обычаю, сразу две стоянки рядом. На одной - с десяток машин, на соседней под навесом - несколько сотен велосипедов.

- Это самый дешевый, надежный и экологически чистый вид транспорта, - определил работник завода Александр Панасюк, которого мы встретили на проходной. - В нашей семье 5 велосипедов и машина. Мои дети ходить и ездить научились одновременно.

Велокриминал

Каждое десятое преступление в городе - кража велосипеда. Выйти на угонщиков милиция пытается с помощью велосипедов-ловушек. Чаще всего воруют "непристегнутый" транспорт. Хотя иногда отпиливают противоугонные замки вместе с рамами. Угнанные велосипеды, как водится, разбирают на запчасти и продают или вывозят. Нередко изменяют внешний вид до такой степени, что его ни один хозяин не признает.

А вот на проезжей части водители разных транспортных средств уживаются вполне мирно. Это потому, объяснили мне, что каждый владелец машины - вчерашний велосипедист. Сотрудникам органов правопорядка добиться такого спокойного соседства удалось не сразу. Правила вождения в Мостах учат со школьной скамьи, а инспекторы ГАИ - нередкие гости даже в детских садах.

А еще милиция потребовала восстановления в городе велосипедных дорожек. Большинство дорог из выщербленного асфальта не способствуют ни поездкам, ни пешим прогулкам.

Велосипеды отдыхают

И все-таки я нашла в этом городе места, где люди с удовольствием расстаются со своими средствами передвижения. В четырех (!) местных спортивных школах и училище олимпийского резерва занимаются греблей на байдарках и каноэ, баскетболом, волейболом и футболом. Один из любимых местными жителями видов спорта - полиатлон, комплексное спортивное многоборье. Мостовскому стадиону с трибунами на 5 тысяч мест могут позавидовать жители крупных городов. На фигурных воротах - табличка для тех, кто не знает, что стадион работает с 6 утра до 8 вечера.

- Неужели кто-то приходит в такую рань? - спрашиваю у начальника отдела по физкультуре, спорту и туризму райисполкома Сергея Кухлея.

- Конечно! Некоторые до работы хотят побегать. Я даже музыку для них включаю, чтобы веселей было.

Зато в 10 утра, когда я попала на стадион, тут уже занимались порядка двухсот ребят и взрослых. Футбольная тренировка, легкоатлетическая эстафета, уроки физкультуры... Велосипеды в это время спокойно дожидались хозяев возле трибун. Большая заслуга в том, что спорт имеет в городе огромную популярность, принадлежит людям, которых без натяжки причисляют к местным знаменитостям.

Шесть лет назад сельский инженер Иван Пась сделал для ребятни из родной деревни освещенную хоккейную "коробку". С тех пор Озеровская сельская хоккейная команда - постоянный обладатель призовых кубков на первенствах области. "Негоже чемпионам кататься на обычном льду", - подумал Иван Пась и занялся реконструкцией ледового поля. К следующему сезону обещает подогнать его под канадские размеры.

Школьный учитель из деревни Правые Мосты Иосиф Лисай - тоже знаменитость. Он путешественник. В 1980 году, насобирав 400 рублей, отправился в Москву на Олимпиаду... на мотоцикле. Пробирался "партизанскими тропами", потому что все подступы к столице тщательно патрулировались. Билеты покупал втридорога на "черном" рынке, на закрытие Олимпиады не попал - денег не хватило. Теперь вот мечтает увидеть олимпийский огонь в Афинах. Решил, если не сможет попасть на саму Олимпиаду, как выйдет на пенсию, отправится в Грецию на велосипеде. В 1998 году на рынке купил немецкий велосипед б/у и поехал в первое путешествие по Украине. Еще до границы не доехал, как иностранные шины лопнули, пришлось сменить их на отечественные. На этих мостовский путешественник проехал тысячи километров белорусских, российских, украинских, польских дорог.

- Путешествия - моя страсть, - признается Иосиф Лисай. - В самые красивые места обязательно возвращаюсь - чтоб жене и сыну показать. Правда, едем туда уже на машине.

- У него после первого путешествия ноги опухли, с трудом передвигался, - продолжает жена Наталья, между прочим, директор ДЮСШ по волейболу. - Говорил: "Больше никогда в жизни". А как только все прошло, стал собираться в дорогу.

Вот такой он неугомонный, этот Лисай. Девятикратный победитель чемпионатов Беларуси и обладатель двух серебряных мировых наград по полиатлону.

Странно, но никто так и не смог мне раскрыть тайну необычной привязанности мостовчан к двухколесному "другу". Ведь и в других районах, как и здесь, не ходит общественный транспорт, люди из деревень работают на городских предприятиях и не имеют денег на машины. В магазине "Мотовело" я поинтересовалась у покупателя - 76-летнего Ивана Павловича Надольника, неужели он до сих пор ездит на велосипеде.

- Куда же мне деться, ходить ведь уже тяжело! - засмеялся старик.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter