Действительно ли в школах запретили открывать классы меньше 24 человек

Опять двадцать пять

О формировании школьных классов
Когда я училась в школе, в классе нас было 17. Естественно, за занятие учитель в лучшем случае успевал опросить лишь половину. Впрочем, это означало, что шанс быть вызванным к доске достаточно высок — 50 на 50. Теперь ежедневную проверку знаний, кажется, решили свести к минимуму — во многих школах, сообщают читатели, якобы запрещено открывать классы меньше 24 человек. И пока в Минобразовании однозначно заявляют, что рамок таких никто не устанавливал, где–то в одном классе оказались 25 учеников, а где–то — и все 36!


О новом негласном правиле педагоги заговорили еще в прошлом учебном году. И к любой информации по теме прислушивались с опаской: все–таки если вместо двух классов по 16 появится один на 32 ученика, — это и у учителя учебных часов меньше, и результативность работы в таком коллективе похуже. Но последовало заверение: это не больше чем домыслы, никто не собирается вводить здесь революционные новации. Вот только наступило 1 сентября — и домыслы ни с того ни с сего стали явью. Особенно в отношении первых, пятых и десятых классов. Теперь учителя из разных уголков страны в недоумении: откуда и для чего пришло распоряжение?


В Министерстве образования напоминают, что такие вопросы регулируются исключительно Кодексом об образовании и винят во всем слухи. 


Откуда тогда пошла «информационная волна»? 


«Когда год назад проходил процесс оптимизации, было разослано письмо, которое рекомендовало учреждениям образования обеспечить наполняемость классов не менее 24 человек», — объясняет пресс–секретарь министерства Юлия Ванина. Причем речь шла об удаленных сельских школах, где для одного–двух учеников нужно обеспечить подвоз 14 учителей, чтобы организовать качественный учебный процесс. В общем, в Минобразовании уверены, что их рекомендацию должны были услышать прежде всего в глубинке. Ну и в густонаселенных минских районах, где порой по 10 первых классов, а то и больше. При этом ставится цель: школяров–горожан нужно рационально распределить по имеющимся в школе кабинетам, а сельчан — обеспечить возможностью учиться у профессионалов, техникой, учебными пособиями.


Выходит, вся проблема, как водится, возникла на местах? И кое–где перестарались, решив локальное поручение трактовать глобально, и побежали впереди паровоза? Иначе как объяснить, что вот так вот «оптимизировать классы» начали и в достаточно крупных школах райцентров? Что интересно, «оптимизаторы» беды не видят: «А что такого? Наши бабушки учились по 50 человек в классах и были отличницами, а у мам классы были по 40 учеников». Логика в этом есть: больше классы — меньше учителей нужно в коллективе. А значит, и меньше денег на фонд заработной платы. Экономия, как говорится, налицо. Вот только за счет чего?


Первыми бить тревогу начали психологи. И неспроста. Они уверены: 25 человек в классе — это максимум. Иначе не тот эффект от учебного процесса. Да и учителя делятся опытом: чем больше класс, тем ниже качество проверки тетрадей, тем меньше времени можно выделить на ответ ученика во время опроса. Прибавьте сюда еще один немаловажный момент: где–то детей из разных классов объединили в один и теперь школьники никак не могут наладить отношения — конфликт на конфликте, несколько кандидатов в лидеры, коллектив разбивается на группировки. И если такое развитие событий педагоги наблюдают в старших классах, то в работе с малышами — свои подводные камни. Попробуйте–ка управиться с 32 первоклашками, научить каждого писать и читать, если на одного ученика у вас, выходит, есть лишь около минуты урока! А дальше? Родители беспокоятся: не за горами тот день, когда придется искать репетиторов, ведь редкому учителю под силу донести материал до каждого в таком большом коллективе. Кстати, скученность ударяет еще и по эмоциональному состоянию школьника, ведь его личное пространство сужается...


Понятные, казалось бы, любому педагогу вещи. И поскольку новый учебный год только начался, хотелось бы, чтобы они дошли до каждого, кто идею рациональной оптимизации понимает по–своему.


pasiyak@sb.by


Советская Белоруссия №174 (24555). Пятница, 12 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter