Операция «Перестройка»

МНПЗ ежегодно вкладывает в модернизацию $ 250 млн

Мозырский НПЗ ежегодно вкладывает в реконструкцию производства порядка $ 250 млн.

В 2011 году одно из крупнейших отечественных предприятий нефтеперерабатывающего комплекса страны, что называется, на собственной шкуре ощутило и взлеты, и падения финансового рынка. Так, в январе прошлого года из-за проблем с поставками нефти завод работал при минимальной загрузке, в мае столкнулся с повышением пошлин на бензин, а в октябре выросли пошлины и на темные нефтепродукты. И тем не менее эти и другие перипетии не помешали Мозырскому НПЗ наращивать объемы, развиваться и модернизироваться.

По возрастающей

По итогам ушедшего года предприятие переработало почти 10,4 млн. тонн нефти, что на четверть больше, чем в 2010-м. Из этого объема количество собственного белорусского черного золота составило 6,5 млн. тонн, что в два с лишним раза больше по сравнению с тем же 2010 годом. Как говорят на НПЗ, столько отечественной нефти не перерабатывали за все время существования предприятия. Выручка же от реализации продукции, 69 % которой идет на экспорт, составила порядка $ 3 млрд. Вместе с тем, по словам специалистов предприятия, в зависимости от колебаний стоимости барреля сырья продажа нефтепродуктов в республике в разное время приближалась к грани убыточности, а то и вовсе предприятие работало в минус, даже несмотря на то, что в прошлом году цены на топливо увеличивались неоднократно. «Фактически никогда не было того, чтобы завод получал какую-то высокую рентабельность, покупая нефть за валюту и продавая нефтепродукты за белорусские рубли на внутреннем рынке», — говорит заместитель генерального директора по идеологической работе, персоналу и социальному развитию ОАО «Мозырский НПЗ» Геннадий Тетерук.

И все же предприятие было и остается крупнейшим налогоплательщиком и района, и области, постоянно модернизируется, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке. К слову, реконструкции, начавшиеся с 1995 года, — отличительная черта завода. Благодаря им уже с 2011-го весь бензин АИ-95, выпускаемый здесь, соответствует стандарту «Евро-5». Планируется, что уже через год на внутреннем рынке появится и более «чистый» дизель европейского стандарта: в прошлом году на заводе запустили установку для гидроочистки дизельного топлива мощностью 3 млн. тонн. Кстати, технические условия до ввода этого объекта позволяли производить лишь часть дизтоплива с низким содержанием серы, которое затем шло на экспорт. Однако пока завод готовится к выпуску более качественного топлива, далеко не все автовладельцы понимают необходимость перехода на него. «Смотрите, количество транспорта в стране увеличивается, а в промышленно развитых странах, в том числе и в Беларуси, загрязнение атмосферы происходит до 70 % за счет выхлопных газов. Находящиеся в них оксиды серы, которые вступают в реакцию с окружающей средой, влияют на растения, ускоряют коррозию металла, отрицательно воздействуют на облицовку зданий — наносят экономический вред. Диоксид же серы даже в малых количествах негативно влияет на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, снижает иммунитет человека. Нефтепродукты класса «Евро-5», помимо прочих преимуществ, улучшают пусковые характеристики автомобиля, уменьшают расход топлива и снижают нагарообразование в двигателе, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Виталий Павлов. — Думаю, белорусы заслужили право пользоваться продукцией самого высокого качества».

Стоит отметить, переводить производство топлива на европейский стандарт здесь планируют и в дальнейшем. Так, уже в текущем году будет введена установка изомеризации годовой мощностью 300 тыс. тонн. Вырабатываемый ею высокооктановый компонент будет использоваться для приготовления добавок к бензину. В итоге бензин марки АИ-92 практически по всем показателям будет соответствовать стандарту «Евро-5». В будущем, после строительства комплекса высокооктановых добавок, около 82 % всего выпускаемого предприятием бензина будет более экологичным. Между тем со временем, как планируется, бензины 80-й и 92-й марок будут совсем сняты с производства.

Мороз, вода и новая труба

Среди других технических «обновок» ушедшего года — установка для производства водорода. Перешел завод на выпуск битума, который соответствует европейскому качеству, начался выпуск совершенно нового вида продукции для Мозырского НПЗ — дизельного топлива для арктического климата. Той самой пресловутой «Арктики», которую в недавние зимние морозы было не достать. «Это первый опыт производства такого продукта. Может быть, еще не все были готовы к его использованию, тем более что зима до середины января была относительно теплая. Я думаю, что те нюансы, которые возникли с точки зрения реализации и обеспечения внутреннего рынка дизельным топливом «Арктика», будут учтены к следующему холодному периоду», — отметил Виталий Павлов. По словам специалиста, рассматривается вопрос увеличения производства «арктического» дизеля к будущей зиме, однако объемы его выпуска будут зависеть от заявок автозаправок.

Знаковым событием для Мозырского НПЗ в прошлом году стала неординарная замена технологической печи, работавшей на действующем нефтеперерабатывающем комплексе с 1978 года. «Для этого первоначально произошел вынос технологических трубопроводов из зоны застройки. Далее рядом с установкой была построена новая печь. В июне во время капитального ремонта комплекса ЛК-2 она была подключена и введена в эксплуатацию, — рассказывает заместитель главного инженера ОАО «Мозырский НПЗ» Александр Науменко. — Печь построена по итальянской технологии. Горелки ее работают как на газу, так и на мазуте — их процентное соотношение в зависимости от наличия топлива можно менять». Общая стоимость проекта составила более Br 60 млрд. После его реализации КПД технологических печей увеличился с 78 % практически до 87 %, улучшился процесс подготовки и сжигания топлива. Годовая экономия составила свыше 25 тыс. тонн условного топлива, или более 18 тыс. тонн мазута, что примерно равно 5 железнодорожным составам. На предприятии уже подсчитали: окупится печь чуть более чем за 3 года.

Немало внимания уделяют на заводе и экологии. Так, в конце прошлого года здесь появилась установка утилизации нефтяных шламов — нефтепродуктов, поступающих на очистные сооружения. Она позволяет выделить из стоков воду с низким содержанием углеводородов для последующей очистки, песок и ценное сырье, а это более 10 тыс. тонн в год, и вернуть его на завод. Использовавшаяся ранее технология подготовки ловушечной нефти, включавшая подогрев паром и отстаивание, была низкоэффективной. Теперь же переработка фактически всех объемов нефтепродуктов, поступающих на очистные сооружения, позволит отказаться от строительства новых шламонакопителей. Кроме этого, будет утилизироваться нефтешлам, образующийся в результате проведения работ по очистке резервуаров.

Ожидает завод и совершенно новый подход к наливу бензина, в ходе которого выделяются значительные испарения. Установка тактового налива, находящаяся в стадии пуска, позволит полностью автоматизировать этот процесс, а пары — утилизировать и вернуть в систему.

Нефтяное «дно»

Среди перспективных проектов завода — строительство установки вакуумной переработки мазута. «Это позволит увеличить глубину переработки нефти, что особенно актуально в силу того, что экспортные пошлины на нефтепродукты уравнялись со светлыми, и реализация темных в связи с этим стала низкоэффективной. Поэтому, снижая выработку темных нефтепродуктов, увеличивая долю светлых, мы можем повысить эффективность деятельности предприятия», — говорит Виталий Павлов.

В текущем году Мозырский НПЗ намерен переработать около 11 млн. тонн нефти, из них в январе завод уже переработал 960 тыс. тонн и около 900 тыс. тонн в феврале. Примерно 60 % из этих объемов — собственное сырье, а 40 % — давальческое. Давальческая нефть позволяет предприятию получать прибыль от переработки нефти без затраты средств на закупку сырья.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter