Опасная партия в «шашечки»

В базе налоговиков сейчас 2500 минских таксистов-нелегалов

О вооруженных пассажирах, наркоманах и бесплатном концерте Солодухи корреспонденту «Р» рассказал «бомбила» со стажем

Было часа три ночи, когда я возвращался домой из клуба. Денег на такси не хватит – решил ловить попутку.

– Сколько до Лещинского? – заглядываю в приоткрытое окно тормознувшего «фольксвагена».

– Садись, договоримся, – ответил мужчина за рулем.

По дороге разговорились. Оказалось, Василий – нелегальный таксист, которых в народе называют «бомбилами». Он специально поджидал у клуба загулявших минчан, чтобы предложить подвезти их до дома.

– Так сразу меня и взяли. Не боитесь, что я из налоговой или бандит? – пытаюсь пощекотать нервы водителю.

– Уж поверь, за годы научился оценивать людей с первого взгляда. Хотя был неудачный опыт. Три года назад подвозил мужчину на Нововиленскую. Когда приехали, он подозвал своего друга, который стоял возле подъезда, и сказал ему рассчитаться со мной. Тот подошел и направил пистолет в мою сторону со словами: «Тебе сразу все отдать или по одной?» Собрался с духом и вымолвил, что мне бы только за дорогу деньги получить. Тип спрятал пистолет, заплатил и сказал: «Молодец, не боишься». Вот тогда было страшно. После этого случая две недели не выезжал, а сейчас уже закаленный.

«Бомбить» по Минску Василий начал на заре двухтысячного, а раньше работал на стройке. Но произошел несчастный случай – упал с высоты и серьезно повредил ногу. После такой травмы на старое место не взяли. Появились проблемы с деньгами. Чтобы прокормить семью, начал зарабатывать частным извозом.

Кого только не возил он в своем «фольксвагене». Однажды на сиденье шлепнулся наркоман и хотел уколоться прямо в машине, требовал жгут. Василий без объяснений погнал парня взашей.

Василия не раз «кидали» на деньги. В основном молодежь, но иногда и семьи с детьми. Оставляли какую-нибудь недорогую вещь под залог и не возвращались. Другие выходили купить воды и исчезали.

Бывали в его машине и знаменитости. Самая запоминающаяся встреча произошла с Александром Солодухой в 2000 году. Он ехал с чемоданами на улицу Чигладзе. Когда прибыли по адресу, таксист наотрез отказался от денег. Тогда певец спросил:

– Какая моя песня вам больше всего нравится?

– «Здравствуй, чужая милая!»

– И мне она нравится, – сказал певец и спел ее вместо оплаты.

Когда Василий начинал таксовать, сотовые телефоны были доступны не всем. Караулил пассажиров возле дома. Но если перефразировать старую песню, то на девять пассажиров по статистике тогда приходилось десять «бомбил». Иногда случалось бороться за место под солнцем.

– У меня была точка на улице Матусевича в 2004 году, откуда подвозил клиентов на работу. Однажды на моем месте стал другой нелегал. Завязалась словесная перепалка, пригрозили друг другу проблемами. На следующий день мой «коллега» приехал с подмогой. Они вдвоем зажали мою машину с двух сторон и не давали работать…

С легальными таксистами у Василия таких перепалок не было. Главное, не лезть на их территорию. Особенно нежелательно появляться возле клубов, ресторанов, вокзалов, рынков, где все точки распределены между «своими».

За разговором время пролетело незаметно. Когда рассчитывался за поездку, поинтересовался у Василия, почему он сразу не назвал цену?

– Мне везет, ни разу еще с налоговиками не встречался. Но страховаться приходится. Когда пассажир садится, то о деньгах не говорим. Только по приезде, как бы невзначай, называем цену.

– Опасная у вас работа, – сказал я напоследок. – А оно того стоит?

– Хорошо заработать можно в плохую погоду и праздники. Были случаи, когда «бомбилы» за новогоднюю ночь «наваривали» по 500 долларов, – говорит Василий. – Но «бомбить» каждую ночь – дело рискованное. В этом смысле спокойнее и выгоднее сегодня работать легальным таксистом. У меня у самого есть официальная работа. Я начальник склада. Просто иногда наплывает ностальгия, и если вижу голосующего человека, то подвожу.

Скрывшийся за поворотом черный «фольксваген» оставил у меня противоречивые мысли. С одной стороны, частный извоз вне закона, с чем должны считаться нелегалы. С другой — удивляешься: человек знает обо всех опасностях и сознательно идет на риск ради незначительного дохода. Так, может, Василию и его «коллегам» было бы проще податься в легальный таксосервис и заниматься там любимым делом?

----------------------------------------

Комментарии в тему

Алексей ФИЛОНОВ, начальник управления контроля подакцизных товаров и оперативных контрольных мероприятий инспекции МНС по городу Минску:

– Мы ведем базу таксистов-нелегалов с 1996 года. Сейчас в нее внесено около 2500 физических лиц. Только за последние полгода было 183 проверки. Если нелегал попадается первый раз – предупреждение. Второй и последующие – составляется протокол. Наказание – штраф до 100 базовых величин. Уже в этом году составлено 27 административных протоколов. Наложены штрафы на сумму 2,4 млн. рублей. Но главное, что с 23 февраля 2010 года в Административный кодекс внесены поправки, которые позволяют наложить арест на автомобиль. Сейчас на штрафстоянке находится 25 автомобилей на общую сумму 255,5 млн. рублей. Конфисковать их в доход государства или вернуть владельцу — будет решать суд. Но очевидно, что теперь «нелегал» десять раз подумает, прежде чем отправится таксовать.

Михаил ЗАРУБО, главный инженер ОАО «Легавтотранс»:

– Наши автомобили всегда проходят техосмотр, водители обязаны перед выездом обследоваться у врача. У них есть график, который нельзя нарушать. Садясь же в машину к нелегалу, пассажиры серьезно рискуют своей безопасностью. Бороться с водителями-нелегалами нужно. Правда, таксопарки не могут повлиять на эту ситуацию. Единственное, что мы можем предложить, – качественный и безопасный сервис. Тогда, возможно, пассажиры откажутся от услуг нелегальных водителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter