Они еще полетают

.
...Нарушая привычную тишину, набирают мощь многосильные турбины, и крылатый лайнер плавно трогается с места. Едва сдерживая его, экипаж ведущего летчика-испытателя Георгия Марцуля выводит самолет на исходную позицию у самой кромки летного поля. Диспетчер дает "добро" - и машина взмывает в небо, где во время маневров в воздухе начинается многочасовой мониторинг двигателя, сложного специального оборудования, системы опасного сближения самолетов. После чего Ту-134 делает несколько заходов на посадку над взлетно-посадочной полосой Национального аэропорта "Минск-2". И - "отлично!" - подводит итог штурман-испытатель Анатолий Остапенко. Между прочим, эта оценка адресована многотысячному коллективу Минского авиаремонтного завода.

Самолет Ту-134 с/х (сельскохозяйственный вариант) в свое время выполнял исследовательские полеты над полями России, помогая крестьянам грамотно использовать землю. Но потом эти самолеты приземлились на "вечную" стоянку. Хотя, с точки зрения специалистов, у них в запасе большой технический ресурс и неограниченные возможности для полетов. Дело только за "малым" - переоборудовать "крылатые лаборатории" в пассажирские салоны.

За выполнение индивидуальных заказов по переоборудованию самолетов взялся Минский авиаремонтный завод. Еще в совсем недалеком прошлом это было одно из ведущих предприятий гражданской авиации СССР. Продукцию с маркой "АРЗ-407" знали авиаторы всех стран. Но времена изменились, заказчиков стало меньше и платежеспособность их оставляет желать лучшего. Тем не менее здесь как ремонтировали "яки" и "тушки" с опознавательными знаками более 200 авиакомпаний России и стран ближнего зарубежья, так и ремонтируют. В последнее время завод расширил географию услуг, получив сертификаты Италии, Нигерии, Словении, Кубы, и готовится принимать к переоборудованию и ремонту летную технику этих государств.

Однако вернемся к Ту-134 с/х. Глубокая модернизация таких летных лабораторий полна неожиданностей. При вмешательстве в конструкцию нужно учесть все нюансы и не нарушить аэродинамические и прочие особенности машины. Это большой и кропотливый труд.

- Сегодня, - рассказывает генеральный директор РУП "МАРЗ" Юрий Рязанов, - большинство авиакомпаний ради сокращения затрат на приобретение новой техники заинтересованы в установке на надежные в эксплуатации самолеты Ту-134 и Як-40 нового современного оборудования и двигателей. Тем более что базовая конструкция это вполне допускает.

По согласованию с конструкторским бюро им. А.Н.Туполева и А.С.Яковлева МАРЗ осовременивает "старичков" аппаратурой спутниковой связи, например, индивидуальной кислородной системой для пассажиров, аппаратурой для обеспечения досуга, эргономическими креслами бизнес-класса и приборами предотвращения столкновения самолетов в воздухе. Именно проверкой качества установки и слаженной работы этих всех сложных систем и занимается экипаж летчика-испытателя Г.Марцуля. Пока все идет отлично!

Виктор ТЕЛЯКОВ, член Союза журналистов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter