Канада отказалась экстрадировать в Россию Катрюка - участника сожжения Хатыни

Он жег Хатынь, а сейчас благоденствует в Канаде

Итак, благообразный пасечник Владимир Катрюк продолжит спокойно качать медок из своих ульев в провинции Квебек. Заместитель генпрокурора РФ Александр Звягинцев сообщил, что Канада отказалась экстрадировать в Россию этого последнего из ныне живущих карателей, сжегших Хатынь.

Мой мозг поначалу отказался это понимать, потому что в таком решении канадского правительства нет ни юридической, ни человеческой логики. Судите сами.

Катрюк находится на 4–м месте в списке самых разыскиваемых нацистских преступников, составленном известным Центром Визенталя. В 2008 году на судебных слушаниях в Канаде он сам признал, что служил командиром отделения в 1–м взводе 1–й роты 118–го батальона охранной полиции. Это как раз тот взвод, которым командовал один из самых известных палачей Хатыни Василий Мелешко, расстрелянный в 1975 году. В протоколах допросов бывших карателей из 118–го батальона фамилия Катрюк упоминается не реже, чем имена его кровавых сослуживцев. К примеру, свидетельствует О.Кнап: «Всех жителей, включая стариков и детей, затолкали в сарай, обложили его соломой. Перед запертыми воротами установили станковый пулемет, за которым, я хорошо помню, лежал Катрюк».

Есть масса сходных свидетельств о других преступлениях Катрюка в Белоруссии. Вот он, согласно показаниям военнослужащего 118–го батальона И.Козыченко, участвует в карательной операции в Бегомльском районе. Вот в деревне Осовы стреляет из карабина по людям, пытающимся спастись из горящего овина... Вот вместе с сослуживцами пытает сельскую учительницу, подозреваемую в связях с партизанами... Вот в Налибокской пуще забрасывает гранатами землянку, в которой скрывались еврейские женщины и дети...

Наконец, уставом Международного военного трибунала в Нюрнберге 1945 года предусмотрено, что к военным преступлениям неприменимы сроки давности. Но... Убежавший в Канаду Катрюк сегодня чуть ли не почетный гражданин города Черновцы, где в июне 1941 года он стрелял еврейских детей и женщин.

Казалось бы, какие еще основания нужны канадской Фемиде, чтобы безоговорочно защелкнуть наручники на руках, которые наверняка помнят холодную сталь станкового пулемета? Ответа на этот вопрос не знает и российский прокурор Звягинцев, заявивший: «Канада, которая вообще–то должна была привлекать Катрюка к ответственности, в 2008 году вообще сняла с него все обвинения, правда, не совсем понятно, по каким причинам».

Причины, впрочем, становятся очевидны, если разыскать то самое решение канадского суда. Иск против Катрюка тогда подало министерство по делам натурализации: оказалось, что при получении канадского гражданства этот иммигрант скрыл факт своего сотрудничества с вермахтом. И знаете что установил суд? Цитирую лишь некоторые фрагменты: «Осенью 1941–го ответчик, как многие его украинские соотечественники с Буковины, присоединился к добровольческим силам, которые отправились маршем в Киев, чтобы в числе прочего освободить этот город и, следовательно, освободить Украину... В Белоруссии непосредственно рота ответчика была послана в Плещеницы на период нескольких месяцев для поддержания законности и порядка. Персональными обязанностями ответчика... была защита жителей деревни, их скота и хозяйства от многих угрожавших им партизанских сил... В своем устном заявлении ответчик засвидетельствовал, что никогда не принимал участия в крупных военных операциях и что никогда не стрелял из своего оружия. Ответчик показал, что его рота привлекалась для защиты гражданского населения от вражеских партизан».

Теперь понятно? Разве можно осуждать «освободителя Украины», бойца славного «буковинского куреня УПА», «блюстителя законности и порядка, защитника гражданского населения, тем более никогда не стрелявшего? Остается лишь поразиться цинизму «правосудия», которое наплевало на многочисленные доказательства того, как своеобразно защищал военный преступник Катрюк жителей белорусских деревень. В итоге все обвинения с карателя были сняты, его любезно восстановили в канадском гражданстве, и Катрюк с облегчением вернулся на свою идиллическую пасеку.

Лично у меня просто нет слов. Поэтому я попросил прокомментировать ситуацию  заместителя председателя Комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики, доктора исторических наук, профессора Игоря Марзалюка.

— Доказательной базы против Катрюка более чем достаточно, — сказал профессор. — Я не знаю, какие еще более убедительные свидетельства его зверств нужны правительству Канады, которое в свое время уже отказывалось выдавать этого преступника также Израилю и СССР. Этот мерзавец убивал наших граждан на нашей земле. Поэтому я считаю, что хотя Россия выступает в вопросе розыска нацистских преступников правопреемницей СССР, Беларусь также должна заявить на весь мир о необходимости привлечь к ответу этого благостного пасечника. Он сейчас выглядит, как добрый Санта Клаус, но руки у него по локоть в крови.

Абсолютно согласен.

P.S. Через несколько часов после этой публикации стало известно, что последний палач Хатыни Владимир Катрюк скончался в Канаде.

rud@sb.by


Советская Белоруссия № 100 (24730). Пятница, 29 мая 2015



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter