Олимпийское лето 52-го

Ровно 50 лет назад сборная команда СССР дебютировала на Олимпийских играх.
Ровно 50 лет назад сборная команда СССР дебютировала на Олимпийских играх. Среди 295 советских спортсменов, стартовавших в Хельсинки, 6 представляли Беларусь. Наград они не завоевали, поэтому и вспоминали об этом вскользь.

В те суровые времена международных соревнований с участием спортсменов СССР было немного, а итоги их оценивались всегда только по победам. Так, проигрыш мужской сборной по конькам на первенстве мира 1948 года был вынесен на обсуждение Политбюро ЦК ВКП(б). Сталин был в ярости. Ворошилова, курировавшего спорт, генсек поносил последними словами. В итоге председателя Всесоюзного спорткомитета Романова от должности освободили, а на его место был назначен заместитель Берии Аполлонов.

Неудивительно, что на Олимпиаде советские спортсмены были обязаны занять 1-е общекомандное место. Конкретные цели поставили перед каждым, пообещав, что в случае неудачи спрос будет строгим.

Вспоминает Мария Иткина, участница Олимпийских игр 1956, 1960, 1964 годов, заслуженный мастер спорта, неоднократная рекордсменка мира по легкой атлетике: "Перед каждым международным выездом вообще, не говоря уж об Олимпиадах, нас вызывали в ЦК партии и такую "накачку" давали... Я думаю, что подобные вызовы "на ковер" были излишни. Ведь и так всегда перед соревнованиями испытываешь большую ответственность, сильное нервное напряжение. Бывало, и не выдерживала нервная система, спортсмены "срывались". Так что внимание к спорту - это хорошо, но, с другой стороны, такие наставления, как правило, слишком политизированные, не приносили большой пользы".

19 июля в 13 часов по местному времени началась торжественная церемония открытия XV Олимпийских игр, собравших в Хельсинки около 5 тысяч спортсменов из 69 стран. Первыми в борьбу за награды еще до этого, рано утром, вступили гимнасты. На следующий день - легкоатлеты. И среди них белорусы - Анатолий Юлин, Тимофей Лунев, Михаил Салтыков и Михаил Кривоносов. Юлин и Лунев выступали на дистанции 400 м с барьерами. В предварительных забегах и в четвертьфиналах они уверенно побеждали.

Вспоминает Борис Криштанович, гостренер по легкой атлетике, в свое время тренировавшийся у Юлина: "В своем полуфинале Лунев занял 6-е место и в финал не пробился. Тимофею Тимофеевичу больше удавался бег на дистанцию вдвое короче. Юлин в финале был четвертым. Потом он показывал нам фотографию финиша - чуть-чуть не хватило ему до медали, около метра уступил бронзовому призеру, новозеландцу Холлэнду. Через 2 года, на чемпионате Европы в Швейцарии, Анатолий Иванович победит с результатом 50,4 сек. (победитель в Хельсинки американец Мур "имел" 50,8 сек.). Между прочим, это достижение Юлина в Беларуси смогли улучшить только в году 69 - 70-м. Среди барьеристов он был самым "маленьким" - 172 см, а уже в те времена практически не было спортсменов ниже 180 см".

С сегодняшней точки зрения 7-е место Михаила Салтыкова в беге на 3.000 м с препятствиями - вполне достойное. Однако тогда руководство расценило иначе. И уж совсем не повезло Михаилу Кривоносову. Легко преодолев квалификационный норматив в метании молота, в финале все 3 его попытки закончились неудачей.

Рапирист Герман Бокун в четвертьфинале выиграл лишь 2 боя при 4 поражениях. В командных соревнованиях советские рапиристы проиграли уже на предварительной стадии. Юрию Дексбаху 3 побед в 7 встречах не хватило даже для выхода в 1/4. В командных поединках со сборными США и Италии он сражался, как лев, выиграв по 3 раза, в том числе у будущих победителей - итальянцев (счет матча 8:4 в пользу "Скуадры аддзуры"). Но что этот личный успех на фоне общего поражения?!

После Олимпиады они перешли на тренерскую работу. И хорошо проявили себя. Германа Матвеевича величали "отцом белорусского фехтования" - его воспитанники становились победителями чемпионатов мира и Олимпийских игр, "отомстив" за своего учителя.

А вот Михаил Кривоносов "исправился" сам. Через 4 года в Мельбурне он принес Беларуси первую олимпийскую награду - серебряную медаль. Мария Леонтьевна Иткина хорошо помнит, как встречали советских олимпийцев, с каким восхищением смотрели на них те, кому олимпийские вершины покорятся позднее.

В верхах отношение, несмотря на то, что с поставленной задачей советская сборная справилась, разделив 1-е общекомандное место с американцами, было сдержанным и торжественной встречи делегации, вернувшейся из Хельсинки, не было. "Как-то тихо и незаметно, без обычных в таких случаях восторгов и расспросов, все стремились быстрее разойтись", - вспоминал позднее руководитель делегации Николай Романов. Ему пришлось сразу же держать ответ в Совмине, где "по ходу доклада тщательно, даже скрупулезно, проверялась точность подсчета очков и медалей, завоеванных нашими и американскими спортсменами. Особенно долго и остро проходило обсуждение причин проигрыша в футболе и конном спорте. По вопросам и репликам стало ясно, что эти поражения, по существу, перечеркивают все наши победы. Это были престижные виды спорта".

Дорого обошлась некоторым высоким военачальникам неудача "овеянной славой конницы времен гражданской и Великой Отечественной войн", а футбольную команду ЦДКА просто разогнали.

Окончательная оценка итогов Олимпиады, по рассказу Романова, "пришла" после напряженного двухдневного ожидания в рабочем кабинете, с утренним звонком Маленкова: "Передайте товарищам, что выступление наших спортсменов признано в основном успешным... Успокойтесь. Поезжайте домой. Отдыхайте".

...А 15 марта 1953 года взамен упраздненного Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР было создано соответствующее главное управление в Министерстве здравоохранения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter