Окончательный диагноз

Собираясь  на  СТО,  помойте  машину  и  не  забудьте  аптечку  и  огнетушитель

Собираясь  на  СТО,  помойте  машину  и  не  забудьте  аптечку  и  огнетушитель

Прохождение государственного технического осмотра —  процедура порой нервная, но обязательная для каждого автовладельца. Мало того что этого требует закон, за несоблюдение которого предусмотрено предупреждение или штраф до 70 тысяч рублей, гостехосмотр еще можно считать и недорогой диагностикой вашего авто: на специализированных станциях эта процедура обойдется в несколько раз дороже. О том, как подготовиться к осмотру, чтобы пройти его с первого раза и без лишней головной боли, на вопросы читателей отвечает директор УП «Белтехосмотр» Анатолий Пашкевич.

— На правах ведущего рубрики разрешите первый вопрос задать мне. Несколько лет назад в конце года на станциях было столпотворение и неразбериха — большинство владельцев автомобилей «просыпались» лишь к декабрю.

— Таких очередей уже нет. Ведь сейчас срок прохождения  гостехосмотра ограничен не календарным годом, как раньше, а 12 или 24 месяцами с момента предыдущего.

К примеру, если гостехосмотр проходил в июне, то в следующий раз он должен пройти не позднее того же месяца через год или два, в зависимости от возраста автомобиля. Кроме того, исчезновению очередей способствовали постоянно развивающаяся сеть диагностических станций, предварительная запись, которая сейчас организована практически на всех станциях.

— Какие документы требуются для прохождения гостехосмотра?

Людмила Киселева, г. Витебск

— При вас должны быть: водительское удостоверение; свидетельство о регистрации транспортного средства, прицепа, полуприцепа к нему (технический паспорт); документ (сертификат) о прохождении гостехосмотра; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; разрешение органа связи на использование радио- и спутниковой связи — при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством (за исключением транспортного средства оперативного назначения); медицинская справка о годности к управлению механическими транспортными средствами; документ, подтверждающий внесение платы за гостехосмотр, и разрешение на его допуск к участию в дорожном движении.

— Впервые готовлюсь к ТО. Что будут проверять?    

Артем Задворский, г. Брест

— Прежде всего на гостехосмотр  транспортное средство должно быть представлено в чистом виде. Случается, что пыльные и грязные авто, в том числе и с замасленным двигателем, отправляют на мойку. Сделайте хотя бы еще один праздник своему любимцу — помойте его перед осмотром.

В ходе осмотра проверяется исправность приборов освещения и световой сигнализации, тормозной системы и рулевого управления, экологические показатели автомобиля и состояние его шин. Медицинская аптечка должна быть укомплектована препаратами (изделиями) с действующим сроком годности, согласно перечню, утвержденному Минздравом. Надо иметь исправный огнетушитель  и соответствующий установленным требованиям знак аварийной остановки, состоящий из двух треугольников: внешнего — со светоотражающей кромкой, внутреннего — с кромкой из флуоресцирующего материала. Проверяется также ряд других элементов, характеризующих техническое состояние, конструкцию, оборудование, внешний вид и комплектацию транспортного средства.

— Хватает ли в стране диагностических станций? Можно ли записаться на гостехосмотр предварительно?

Сергей Курисов, г. Новополоцк

— Количество диагностических станций в республике постоянно растет. Так, 10 ноября 2008 года принято решение об открытии еще двух: в Минске и в деревне Касынь Минского района. Итого на 14 ноября этого года в республике действует 198 станций (215 диагностических линий). Лучше всего ими обеспечены Витебская и Гродненская области и города Витебск и Гродно. В Минске — 28 станций (32 диагностические линии). На каждой из них организована предварительная запись. Записавшись по телефону и прибыв за 10 минут до назначенного времени, тут же, на станции, можно внести плату за гостехосмотр и разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за минут 20—25 пройти процедуру осмотра и получить наклейку на ветровое стекло.

Кстати, информация об адресах, режиме работы и контактных телефонах всех диагностических станций республики размещена на сайте нашего предприятия www.gto.by.

— Не изменилась ли периодичность прохождения техосмотра, каковы его процедура и требования для коммерческих авто?

Александр Мурашкин, г. Минск

— Не изменилась. Если легковой автомобиль старше 10 лет, то осмотр проводится не позднее чем через 12 месяцев, если младше этого срока — не позднее чем через 24 месяца. Если вы купили новую машину, ее необходимо в 10-дневный срок после регистрации в ГАИ представить на любую диагностическую станцию для получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении и для определения даты прохождения следующего гостехо­смотра. Однако это не распространяется на легковые автомобили, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для перевозки пассажиров, с числом мест для сидения более девяти, включая место водителя, а также транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов. Для них установлена периодичность гостехосмотра раз в полгода.

При исправности авто по результатам гостехосмотра автовладельцу выдается диагностическая карта с заключением «исправно», а также после сверки номеров кузова (рамы) и проверки соответствующих документов — разрешение на допуск к участию в дорожном движении, которое размещается в правом нижнем углу ветрового стекла. При неисправном состоянии автомобиля повторно проверяется лишь устранение ранее выявленных неисправностей. Кстати, для такой проверки пригнать машину на диагностическую станцию необходимо не позднее чем через 20 дней после первичного прохождения осмотра.

— И сколько стоит это удовольствие, как и где платить?

Александр Камнев, Борисовский район

— Совершать платежи, предусмотренные при гостехосмотре, сейчас можно практически на каждой диагностической станции. Подробная информация о ценах, в том числе за повторное прохождение, размещена там же. Так, гостехосмотр бензинового легкового авто будет стоить 24 400 рублей, машины на дизельном или газовом топливе — 25 900 рублей. За повторный осмотр, например, а самая дорогая — это проверка тормозов — 7500 рублей, самая дешевая — рулевого управления и герметичности топливной системы и системы выпуска отработавших газов — 3100 рублей. Следует напомнить еще раз, что повторно проверяется лишь то, что было неисправно при первом осмотре. Стоимость разрешения на допуск к участию в дорожном движении — 0,15 базовой величины, что на сегодня составляет 5250 рублей.

— У меня два вопроса: разрешается ли тонировка стекол и каковы нынешние требования к рулевому управлению?

Денис Боков, Могилевская область

— В соответствии с ПДД запрещается участие в дорожном движении транспортного средства с тонированным ветровым стеклом (стеклом, применяемым для остекления переднего проема транспортного средства), с тонированными стеклами, степень светопропускания которых составляет менее 70 процентов — для передних боковых стекол и менее 60 процентов — для остальных стекол, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Отклонения от данного положения относительно светопропускания остальных стекол для транспортных средств, зарегистрированных в нашей стране до 01.04.2006, предусмотрены соответствующим распоряжением Президента Республики Беларусь.

Основные требования к рулевому управлению установлены также ПДД. Так, суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать следующих значений: для легковых автомобилей и созданных на их базе грузовых автомобилей и автобусов — 10 градусов, для автобусов — 20 градусов, для грузовых автомобилей — 25 градусов.

Не допускаются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов; резьбовые соединения должны быть затянуты или зафиксированы установленным способом; не допускается применение деталей со следами остаточной деформации, трещинами, другими дефектами; вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и (или) заеданий.

— Какой процент автомобилей проходит положенный осмотр с первого раза? Как выглядит рейтинг основных неис­правностей?

Мария Дедюля, г. Минск

— За 10 месяцев текущего года на всех диагностических станциях республики проведено более 1,5 миллиона гостехосмотров, при этом выдано 1 214 062 разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Анализ показывает, что около 20 процентов транспортных средств не проходят гостехосмотр с первого раза.

Основные причины — неисправности тормозной системы, превышение содержания СО и СН бензинового двигателя и дымности дизельного двигателя установленных нормативных значений и нарушения в работе приборов освещения и световой сигнализации.

— Случаются ли на ДС какие-нибудь казусы и вечный вопрос: можно ли «купить» ТО?

Илья К., Витебская область

— Как и в любой сфере деятельности, казусы, конечно, бывают. Как-то  я приехал проверить работу одной из диагностических станций. Тут подъезжает современный легковой автомобиль, из него выходит девушка, решительно подходит ко мне и… просит в долг аптечку и огнетушитель для прохождения техосмотра! 

Что же касается «покупки» ТО, то на диагностических станциях в течение последних лет ведется активная антикоррупционная кампания как в плане профилактической работы с персоналом, так и в плане «прозрачности» проведения проверок: проводится обязательная фотофиксация каждого транспортного средства на диагностической линии, демонстрация автовладельцам результатов проведения проверок, автоматический ввод результатов в компьютер и далее в единую базу данных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter