Окно в ад

СПИД непобедим, утверждают скептики, и, увы, на сегодняшний день возразить им особенно нечего: попыток одолеть грозный вирус человечество предприняло немало, но статистические данные служб по борьбе с инфекцией по-прежнему глубоко пессимистичны.
СПИД непобедим, утверждают скептики, и, увы, на сегодняшний день возразить им особенно нечего: попыток одолеть грозный вирус человечество предприняло немало, но статистические данные служб по борьбе с инфекцией по-прежнему глубоко пессимистичны. На данный момент, считают эпидемиологи, такая ситуация закономерна: есть источники инфекции, не перекрыты пути ее передачи, а существующее лечение не искореняет болезнь, а лишь загоняет ее, образно выражаясь, в депо. Предугадать поведение вируса довольно трудно: в 1996 году в стране было зарегистрировано примерно 1.000 ВИЧ-инфицированных, в 2001-м - вдвое меньше, в минувшем - вирус иммунодефицита разбушевался вновь и обнаружен у более чем 900 человек. За 7 месяцев этого года страшный диагноз вынесен 359 белорусам. Как будет видоизменяться траектория движения чумы минувшего, а впрочем, и нынешнего веков, предсказать практически невозможно.

Принято считать, что в нашей стране "в ходу" три способа передачи ВИЧ-инфекции: инъекционный (при употреблении наркотиков), половой и от зараженной матери к ребенку. До сих пор в Беларуси не было зарегистрировано ни одного случая заражения в результате переливания крови, в то время как в мире 5 - 10 процентов всех ВИЧ-инфицированных подхватили инфекцию именно таким образом. Поэтому весть о том, что во время лечения в одной из белорусских клиник пациенту перелили в общей сложности 5 литров крови от 22 доноров, и один из сдавших кровь на момент расследования инцидента оказался ВИЧ-позитивным, прозвучала как гром среди ясного неба. Первая реакция: как такое могло случиться? Ведь не раз отмечалось, что современная система проверки донорской крови, которую используют белорусские медики, безупречна.

Когда первые страсти улеглись, настал черед выяснения всех обстоятельств случившегося. Версия заражения в процессе переливания крови не исключается и по сей день, но и не подтверждается: чтобы получить точный ответ, понадобятся дополнительные исследования образцов крови пострадавшего и донора. В то же время у врачей есть повод думать, что вирус больной мог подхватить и в результате собственных интимных связей.

Тем не менее руководитель отдела профилактики СПИДа Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Лилия Мелешко не отрицает, что чисто теоретически вероятность заражения при переливании крови существует. Нет, непроверенной кровь оказаться, конечно же, не может. По существующим правилам доноры отбираются исключительно на основе информации центров гигиены и эпидемиологии, профилактики СПИДа, кожно-венерологических и туберкулезных диспансеров. Ежегодно еще на этапе регистрации 3 - 4 процента желающих сдать кровь получают отказ. Таким образом, ни вирусоносители, ни больные люди стать донорами не могут. В результате процент "брака" за последние 10 лет снизился до 1,9 (для сравнения: в Англии этот показатель за тот же период составляет 2,2 процента). Донорская кровь обязательно обследуется на ВИЧ, гепатит и сифилис. При этом используются тест-системы так называемого четвертого поколения, позволяющие выявить ВИЧ-инфекцию на самой ранней стадии. И все же возможности медицины не безграничны. Как известно, в ответ на вторжение вируса иммунная система человека начинает вырабатывать антитела. Однако от 2 недель до месяца и даже года они могут вести себя как невидимки, то есть не выявляться при исследовании крови. Период, когда вирус уже поселился в организме, а антитела еще себя не проявили, на языке медиков называется сероконверсионным окном. Вот через это окошко и может проникнуть опасность, как в описанной выше нашумевшей истории. Увы, распознать затаившийся вирус пока не в состоянии ни один из существующих методов проверки крови. Учитывая это обстоятельство, переливание крови считается крайней врачебной мерой, когда речь идет о спасении жизни. Причем больного (или его близких) заранее предупреждают о возможных последствиях.

Назвать хотя бы приблизительные сроки изобретения лекарства против СПИДа сегодня невозможно. Но вот предупредить появление его новых жертв - вполне в наших силах. Этот вывод стал одним из приоритетов социальной государственной политики Беларуси. Только в минувшем году на реализацию Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции из бюджета выделено 715 миллионов рублей, и в соответствии с рекомендацией ВОЗ в стране начал проводиться очередной масштабный эпидемиологический надзор среди так называемых групп риска. И, по мнению экспертов, эпиднадзор в нашей стране организован гораздо лучше, чем во многих государствах Западной Европы. Согласно известной пословице, с общей бедой борются всем миром. Поэтому реализация многочисленных международных проектов по борьбе с ВИЧ-инфекцией - факт закономерный. В Беларуси уже завершен ряд инициированных ООН пилотных проектов, цель которых - снизить риск заражения среди наркоманов и повысить уровень терпимости к ВИЧ-инфицированным в обществе. Сейчас осуществляется инновационный проект по профилактике ВИЧ/СПИДа в пенитенциарных учреждениях. На подходе "пилот" по использованию заместительной терапии при лечении наркозависимости. Главное - не дать вирусу разгуляться, а там, глядишь, и лекарство против СПИДа найдется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter