Древнюю Пальмиру когда-то называли главной соперницей Рима на Востоке. Сегодня она вновь оказалась в руках варваров

Охота на крылатых быков

Древнюю Пальмиру когда-то называли главной соперницей Рима на Востоке. Сегодня она вновь оказалась в руках варваров


Один из богатейших и красивейших городов не раз захватывали и рушили, но каждый раз он восставал из пепла и руин, пока окончательно не пал под натиском арабов. С конца XIX века и до начала наших дней на развалинах Пальмиры шли постоянные археологические работы. Найденные ценные артефакты становились достоянием крупнейших музеев мира. Сирийская Пальмира была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 


В мае 2015 года эти территории оказались во власти боевиков «Исламского халифата». Среди руин были казнены сотни человек, а памятники могут быть демонстративно разрушены. Подобная показательная акция (видеозапись была выложена в Интернет) немногим ранее прошла на севере Ирака. Каменные стражники дворцов ассирийских царей – шеду, крылатые быки с человеческими ликами, – были обращены в прах. К счастью, их «собратья» еще живы – в Лувре и Британском музее. А в ГМИИ им. Пушкина в Москве хранятся копии. Параллельно был уничтожен древний город Нимруд, разгромлен музей древностей и библиотека в Мосуле.

Боевики заявляют, что борются «с языческими идолами, которым не место в исламском государстве» (известно, что ислам запрещает поклонение изображениям и статуям). Однако официальные представители исламского мира уже не раз заявляли, что идеология экстремизма не имеет ничего общего с религией ислама, его культурой и традициями. И разве кто-то поклоняется сегодня крылатым шеду или другим статуям? Смешно. Очевидно, что борьба с идолами – только предлог, а истинные причины такого поведения – гораздо глубже.


Война с символами истории и культуры – это элемент устрашения, посылающий сигнал: мы сотрем вашу память

Воевать с памятниками – традиция старая. Достаточно вспомнить, как уничтожались храмы и выбрасывались мощи святых в России в послереволюционные годы. Как горели костры из книг в Третьем рейхе. Главной угрозой миру в ХХI веке стал экстремизм, который продолжил традицию. В 2001 году в Афганистане талибами были расстреляны Бамианские статуи Будды. Во время конфликта в Косове албанские радикалы сбрасывали кресты с православных храмов и уродовали иконы. В 2012 году в малийском Тимбукту были уничтожены гробницы патриархов. Все это – звенья одной цепи. Разрушить старый мир до основанья, а потом…

По мнению Евгения Бахревского, заместителя директора Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, эти действия – не что иное, как часть пиар-проекта по продвижению собственных идей. Каждый акт вандализма находит отклик в СМИ и у общественности. И это один из механизмов цивилизационной войны, объявленной радикалами остальному миру. Ведь террористы уже объявили своими мишенями и египетские пирамиды, и Эйфелеву башню, и Биг-Бен. Война с символами истории и культуры – это элемент устрашения, посылающий сигнал: мы сотрем вашу память.

А что есть нация и государство без памяти?

– Также не стоит исключать, что сокровища Пальмиры и других древних городов в основном не рушатся, а продаются на «черном» рынке, – считает ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Шахмардан Амиров. – Многие наверняка уже в частных коллекциях. И это серьезный источник дохода для боевиков.

Ученые напоминают: в 2003 году на глазах американских солдат шло расхищение Багдадского музея. И артефакты точно так же утекали на «черные» рынки.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова уже заявила о том, что разграбление Пальмиры станет «огромной потерей для человечества». Сегодня ЮНЕСКО – флагманская организация ООН, занимающаяся сохранением всемирного наследия культуры. Опубликован ряд конвенций о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Но ясно, что апеллировать к конвенциям, обращаясь к носителям средневекового сознания, бессмысленно.

Однако существуют отлаженные механизмы обнаружения и ареста проданных культурных ценностей. Пресечь потоки продаж награбленного можно. Но необходимы политическая воля и объединение усилий мирового сообщества. И в конце концов, должны же страны, подписавшие конвенции о защите мирового культурного наследия, соблюдать обязательства? Но пока западный мир будет безмолвствовать (как безмолвствовал и тогда, когда уничтожались, к примеру, православные святыни Косова), война с историей, культурой и памятью будет идти. Преодолевая границы и расстояния…

Автор публикации: Татьяна СЕРГЕЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter