Причем выдерживает конкурсы на бесплатные отделения. Как правило, ее выпускники на голову выше многих по уровню математических знаний. Недавно преподаватель математики барановичского лицея Тамара Хаярова в числе других талантливых педагогов республики была удостоена премии президентского фонда поддержки одаренных учащихся и студентов.
...В 1994 году среди студентов минских вузов было проведено анкетирование, где ключевым был вопрос: "Какому школьному преподавателю вы обязаны поступлением в вуз?" В результате имя Хаяровой было замечено, и она стала лауреатом международной спонсорской премии.
"Мы теряем целые поколения способных школьников", - так начала наш разговор о школе Тамара Хаярова, 10 лет тому назад начавшая преподавать в барановичском лицее - в свое время первом элитном учебном заведении подобного типа в республике. Элитном не по социально-имущественному преимуществу родителей, а по способностям поступивших сюда мальчишек и девчонок. "Лицей задыхается без крепкой подпитки из 8-х и 9-х классов", - горячится педагог, что во многом, по ее мнению, предопределено отставанием начальной школы от запросов средней. Заумные и непонятные учебники, скучные и однообразные методики преподавания гасят природные способности детей. А если школьник попадает к равнодушному преподавателю, то очень скоро постылой станет самая интересная дисциплина.
Есть и другая крайность, считает педагог. Родительское упорство в желании забросить чадо на "верхотуру" школьной пирамиды нередко приводит к тому, что ребенка перегружают багажом знаний и он теряет способность оперировать узнанным, самостоятельно мыслить, мобильно использовать усвоенное. В итоге юные "догматики" с показательными аттестатами чаще других становятся жертвами экзаменаторов высшей школы. Ведь вузы отдают предпочтение думающим, динамичным в мышлении людям, нежели усидчивым и прилежным.
"Разбудить в ученике мысль, - говорит Тамара Ивановна, - в 9 - 10-м классе еще не поздно". Чем, собственно, она и занимается. Но пробудить интерес к своему предмету - это только полдела. Далее следует решить более сложную задачу - включить в познавательный процесс подростковую фантазию. Именно тогда учеба из нелегкого труда превращается в увлекательное занятие.
Тамара Ивановна вспоминает ученика, преуспевавшего в гуманитарных предметах. "Буду литератором", - признавался он ей как классному руководителю. Но в выпускном классе кардинально поменял жизненные планы. Математика так увлекла парня, что впоследствии он выбрал основанную на строгой науке профессию и сегодня в ней преуспевает.
Как же удается педагогу Хаяровой совместить в классе полезное с приятным? Немаловажную роль играют врожденные качества школьников, которые профессионал обязан рассмотреть в ребенке. Бывает, что лицеистом становится кандидат с худшими вступительными оценками аттестата, чем у его сверстника, но с большим потенциалом, неиспользованным прежними учителями. А дальше - мастерство педагога. "Какими методами он этого достигает - зависит от его таланта", - говорит Тамара Ивановна.
Ее воспитанники постоянно становятся "самыми-самыми" на международных олимпиадах. Юный математик Павел Карпович, например, привез из Вашингтона серебряную медаль. На интеллектуальном марафоне в Турции команда барановичского лицея на равных соперничала со сборными десятков евразийских стран, заняв 6-е место. Отличились барановичские вундеркинды и на недавнем интеллектуальном марафоне в Югославии, где получили индивидуальные призовые награды.
Тамара Хаярова убеждена, что в нашей стране целая россыпь талантов. И, работая с этими "алмазами", учителям нужно всего лишь их грамотно обработать.
Огранщик талантов
Причем выдерживает конкурсы на бесплатные отделения.