Огранщик талантов

Причем выдерживает конкурсы на бесплатные отделения.
Причем выдерживает конкурсы на бесплатные отделения. Как правило, ее выпускники на голову выше многих по уровню математических знаний. Недавно преподаватель математики барановичского лицея Тамара Хаярова в числе других талантливых педагогов республики была удостоена премии президентского фонда поддержки одаренных учащихся и студентов.

...В 1994 году среди студентов минских вузов было проведено анкетирование, где ключевым был вопрос: "Какому школьному преподавателю вы обязаны поступлением в вуз?" В результате имя Хаяровой было замечено, и она стала лауреатом международной спонсорской премии.

"Мы теряем целые поколения способных школьников", - так начала наш разговор о школе Тамара Хаярова, 10 лет тому назад начавшая преподавать в барановичском лицее - в свое время первом элитном учебном заведении подобного типа в республике. Элитном не по социально-имущественному преимуществу родителей, а по способностям поступивших сюда мальчишек и девчонок. "Лицей задыхается без крепкой подпитки из 8-х и 9-х классов", - горячится педагог, что во многом, по ее мнению, предопределено отставанием начальной школы от запросов средней. Заумные и непонятные учебники, скучные и однообразные методики преподавания гасят природные способности детей. А если школьник попадает к равнодушному преподавателю, то очень скоро постылой станет самая интересная дисциплина.

Есть и другая крайность, считает педагог. Родительское упорство в желании забросить чадо на "верхотуру" школьной пирамиды нередко приводит к тому, что ребенка перегружают багажом знаний и он теряет способность оперировать узнанным, самостоятельно мыслить, мобильно использовать усвоенное. В итоге юные "догматики" с показательными аттестатами чаще других становятся жертвами экзаменаторов высшей школы. Ведь вузы отдают предпочтение думающим, динамичным в мышлении людям, нежели усидчивым и прилежным.

"Разбудить в ученике мысль, - говорит Тамара Ивановна, - в 9 - 10-м классе еще не поздно". Чем, собственно, она и занимается. Но пробудить интерес к своему предмету - это только полдела. Далее следует решить более сложную задачу - включить в познавательный процесс подростковую фантазию. Именно тогда учеба из нелегкого труда превращается в увлекательное занятие.

Тамара Ивановна вспоминает ученика, преуспевавшего в гуманитарных предметах. "Буду литератором", - признавался он ей как классному руководителю. Но в выпускном классе кардинально поменял жизненные планы. Математика так увлекла парня, что впоследствии он выбрал основанную на строгой науке профессию и сегодня в ней преуспевает.

Как же удается педагогу Хаяровой совместить в классе полезное с приятным? Немаловажную роль играют врожденные качества школьников, которые профессионал обязан рассмотреть в ребенке. Бывает, что лицеистом становится кандидат с худшими вступительными оценками аттестата, чем у его сверстника, но с большим потенциалом, неиспользованным прежними учителями. А дальше - мастерство педагога. "Какими методами он этого достигает - зависит от его таланта", - говорит Тамара Ивановна.

Ее воспитанники постоянно становятся "самыми-самыми" на международных олимпиадах. Юный математик Павел Карпович, например, привез из Вашингтона серебряную медаль. На интеллектуальном марафоне в Турции команда барановичского лицея на равных соперничала со сборными десятков евразийских стран, заняв 6-е место. Отличились барановичские вундеркинды и на недавнем интеллектуальном марафоне в Югославии, где получили индивидуальные призовые награды.

Тамара Хаярова убеждена, что в нашей стране целая россыпь талантов. И, работая с этими "алмазами", учителям нужно всего лишь их грамотно обработать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter