Огни малого города

Первое впечатление может испортить сущий пустяк.
Первое впечатление может испортить сущий пустяк. В городе Ивье, например, после шести вечера я не смог купить молока (не прихоть, а острая потребность рассвирепевшей язвы). Ни в одном из магазинов не было ни кефира, ни йогурта, ни хотя бы сметаны.

Не повезло? Утром, пояснили местные жители, молоко было, а случается, что его нет по нескольку дней. Словом, очередь следует занимать завтра к одиннадцати: в полдень будет уже поздно. Так потом и вышло! А к часу дня стали сворачивать торговлю и бабуси, выставившие на рыночной площади пластиковые бутылки с домашним молоком.

Ладно, я приехал и уехал. А как быть местным диетчикам, на чем малым детям кашу варить? Это ли пустяк? Корова, надо думать, здесь не в каждом дворе: город как-никак. И вообще, черт возьми, XX век на исходе! В том числе и из этих соображений я попросил приема у Николая Дунича, председателя Ивьевского райисполкома, депутата Палаты представителей Национального собрания.

И задел, как оказалось, самое больное место среди председательских забот. Впрочем, слово Николаю Владимировичу, монолог которого мне даже не пришлось перебивать вопросами...

- Городские магазины я обхожу часто, тем более, что и сам любитель молочных продуктов. Даже из рабочего кабинета вижу, как люди занимают очередь за молоком... - вздыхает Николай Дунич. - Иногда узнаю: вчера не привезли, сегодня тоже.

Государственных магазинов в Ивье нет. Торгует только потребкооперация, в том числе и молоком. Везет и в город, и по деревням, если есть заказы. Если не завезла, то причина обычно одна: Лидский молокозавод не отпустил. А не отпустил потому, что райпо не рассчиталось за предыдущие поставки. Или рассчиталось, провело платежи, но деньги из банка пошли на какие-то иные, первоочередные, нужды.

Что можно сделать? Вызвать на ковер председателя райпо: на время помогает. Или - позвонить в Лиду, на молокозавод, как бы пригрозить: будем сдавать молоко в Новогрудок. Тоже срабатывает. Но кто бы ни сидел на моем месте или в райпо, таким образом проблему не решить, если не взяться за нее с другой стороны.

В одном только Ивье люди держат около 600 коров! Чуть ли не под окнами райисполкома держат, и я таких хозяев всячески приветствую: только через площадь не гоняйте. Потребность района - примерно полторы тысячи тонн молокопродуктов в год. А сдаем мы на завод в Лиду в десять раз больше: 15 тысяч тонн.

При этом не видим ни йогуртов, ни глазированных сырков или мороженого. А в Лиде, например, они есть. Фактически нам возвращают малую часть произведенного нами же молока. Но при этом оно совершает круг в 150 километров: по 75 туда и обратно. Ясно, что не становится от этого ни дешевле, ни качественнее, особенно в летнюю жару. К слову, в Швеции или Финляндии везут и за 300 км, но там и машины для перевозки иные.

Ситуация явно ненормальная, а ее разрешение давно подсказала мировая практика. Надо лишь не останавливать предприимчивых людей, которые у нас в районе есть. Короче говоря, нам нужен собственный завод по переработке молока. Не гигантский, вроде тех, что строили в советские времена и которые загружены сейчас на треть.

Именно такой наказ я дал себе сам: построить перерабатывающий мини-завод. 5 тонн молока в сутки вполне достаточно. Причем по глубокой переработке. В год это будут как раз те полторы тысячи тонн, что сейчас везем из Лиды. Но мы получим не только молоко и кефир, но и твердые сыры, и сырки, йогурты, мороженое, казеин и порошок. Заработает районная микроэкономика, денежный оборот, налоги...

Скажу больше, такой завод может быть запущен у нас через три месяца!

Есть в нашем районе сильный фермер, который покупает в Германии дешевое зерно. По 90 долларов за тонну, при том, что у нас оно стоит 140. Его компаньон - немецкий бизнесмен - берет на себя бесплатную поставку и монтаж оборудования, гарантирует пуск завода в течение трех месяцев! При этом он даже не вникает в тонкости нашего инвестиционного законодательства: привык работать на доверии. Тебе, господин Дунич, говорит, доверяю. Ты только пообещай мне, что смогу вывозить продукцию.

Нормальное желание инвестора! Завод он построит, ясное дело, не в подарок, а в качестве кредита. Расчет желает получать продуктом, тем же молочком. Вернее, только частью продукта. Масло и кефир, мороженое и молоко, сыры и йогурты - для магазинов, школ и больниц - все это остается нам. Обеспечим свой район, отдадим долг государству - Лиде, Новогрудку, Минску - по схеме сырьевой зоны.

И куда он собирается продавать порошок? Хоть в Африку! Что в районе есть пятна, что молоко иной раз показывает превышение - его мало волнует. Контроль качества и сертификация - это, мол, мои проблемы. Ты только дай вывезти порошок.

А вот этого-то я обещать ему и не могу! В районе уже есть один заводик, сыр Сулугуни производит. И что же? Свободно торговать предприятие не может, лицензию не дают. Как же: сырьевые зоны, распределение и закрепление, строгий учет и контроль. А молока-то нет! А тут кто-то желает его на экспорт вывозить...

И не будет молока, если работать по-старому!

Вдумайтесь: немец желает строить завод в Беларуси, чтобы продавать молоко в Африке. Значит, подсчитал себестоимость и норму прибыли, нашел нас конкурентоспособными. А мы у себя в стране с толком продать не можем! Или заваливаем хладокомбинаты маслом, чтобы россиянам продать. А им уже почему-то невыгодно покупать. Вот и наши люди-то не глупее. Им уже не надо объяснять, как выгодно держать корову. Этим кормятся старушки-пенсионерки, этим живут целые семьи.

Отчего наши вечные проблемы с неплатежами, непоставками того же молока? Почему бесконечно проверяем и контролируем ту же потребкооперацию - на уровне района, области, республики - да все без толку? (Кстати, одно из моих предвыборных обещаний состоит в уменьшении численности чиновных контролеров.) Все просто: нарушаем экономические законы, забыли старика Маркса, его Капитал и формулу Деньги - товар - деньги. Меняем косу на аршин холста. То сзади кобылу поставим, то сбоку...

С директора или председателя государство может и потребовать. А крестьянина надо не продразверсткой бить - отдай молоко! - а попросить: продай, мил человек! Пусть подсчитает и сам решит, кому продать выгодней. Может, тот же немец, господин Клаус, даст цену получше. А район, располагая таким конкурентным ресурсом, может, решится купить трактор Джон Дир, не в обиду Беларусу, или комбайн Ягуар.

Как-то я спросил у нашего Премьер-министра Владимира Ермошина его мнение о судьбе малых городов. Их, был ответ, надо развивать, приток людей в столицу и большие города следует остановить. Ответ мне по душе. Способ знаю только один: дать людям хорошо зарабатывать и прилично жить в своей деревне.

Для большого города градообразующим может быть большой завод, а для маленького жизнеобразующими могут стать несколько мини-заводиков. Кстати, мы заканчиваем в Ивье строительство второй очереди кулинарного цеха, за городом завершаем строительство скотобойного пункта с современной технологией и безотходной переработкой мяса. В районе, как известно, живет немало татар, которые предпочитают держать мясной скот. Надо думать, будут держать еще больше.

Так что даже на примере нашего района, дотационного на 70 процентов и далеко не самого богатого, я не вижу проблемы продовольственной безопасности страны. Проблема в другом. Не стоит заставлять зрелых людей писать диктант, если они способны грамотно написать сочинение на вольную тему.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter