Наиболее любопытные факты из жизни партизана Федора Крыловича

Огненная ночь Храбрецов

Будете в центре Осиповичей на железнодорожной станции — обратите внимание на бюст подпольщика Федора Крыловича, участника грандиозной диверсии во время Великой Отечественной. В столице и Осиповичах есть улицы имени этого героя, уничтожившего летом 1943-го несколько составов с новейшей немецкой боевой техникой, боеприпасами и горючим. В Осиповичском районном историко-краеведческом музее можно ознакомиться с интересными фотографиями и документами. Валентин Шпак, автор проекта «Электронная книга «Память. Осиповичский район», любитель истории и краевед, рассказал о наиболее любопытных фактах из жизни Федора Крыловича.

На сайте partizany.by можно ознакомиться с наградными листами участника спецгруппы «Храбрецы».

«Крылович Федя — прекрасный парень»

Федор Крылович родился в 1916 году в Минске, но родители переехали в Осиповичи. Парень успел поучаствовать в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в советско-финской войне. Вернувшись со срочной службы в армии, пошел работать на железную дорогу. В первые дни войны хотел уйти в действующую армию, но железнодорожников как особо ценных специалистов не призывали. Оказавшись на оккупированной территории, Крылович сразу включился в подпольную работу, вовлек в нее отца, жену и других родственников. По поручению райкома партии был сначала комсомольским организатором в Осиповичах, потом связным у секретаря Могилевского подпольного обкома комсомола и членом подпольного райкома ЛКСМБ.

Вот что писал о нем 2 июля 1943 года лидер подпольной комсомольской ячейки П. Воложин в справке, направленной секретарю ЦК ЛКСМБ Кириллу Мазурову: 

«Подобрался прекрасный парень. Он у меня уполномоченный по г. Осиповичи — Крылович Ф.А. По моему поручению создал 9 комсомольских организаций по 3–4 человека. Ребята толковые и энергичные. Только нужен материал. Стыдно признаться, что нет тола и мин. Жду. Этот Крылович Федя энергичный, инициативный, старательный... »

Картина о событиях «Огненной ночи» 30 июля 1943 года сегодня хранится в музее СШ № 2 г. Осиповичи.

Что рассказали архивы 

Диверсия Крыловича поражает своей масштабностью, а картина, которую можно было увидеть в ночь с 29 на 30 июля 1943-го на осиповичском железнодорожном узле, вполне могла бы стать ярчайшим сюжетом для современных кинобоевиков. Представьте себе: было уничтожено 5 паровозов и 4 воинских эшелона. Один был с топливом и авиа-маслом, 2 — с боеприпасами, эшелон с техникой, среди которой танки — 30 новейших «Тигров». 

В 10-часовой ад для гитлеровцев превратился разбушевавшийся огонь от взрывов, разлетавшихся на сотни метров осколков и боеприпасов. Также были уничтожены или повреждены блокпост и пути, сгорел склад с углем. В эшелонах 25 немцев погибло и 15 было ранено. Охрана концентрационного лагеря, расположенного поблизости, в панике разбежалась, а заключенные были освобождены. В итоге железнодорожный узел не функционировал еще долгое время.

Генштаб Берлина был в ярости и недоумевал, почему воинских эшелонов с техникой, горючим и боеприпасами гитлеровские вой-ска не дождались на Курской дуге? После диверсии генералов охранной службы сняли с постов, некоторых виновных расстреляли. 

Валентин Шпак показывает нам интересные исторические документы — частично рассекреченные архивы ФСБ России и КГБ Беларуси, а также мемуары заместителя командира по разведке спецотряда «Храбрецы», начальника разведки этого отряда в 1943–1944 годы Н.П. Бабаевского — и рассказывает:

— Диверсия Крыловича — это не только его диверсия... В советские годы много на страницах газет говорилось об активном «комсомольском участии» в диверсии, вручении мин Крыловичу П. Воложиным, лидером подпольной комсомольской ячейки... Но сегодня достоверно известно, что Федор Андреевич выполнял задание сообща с товарищами-чекистами как агент группы НКГБ БССР «Храбрецы».

Из документов следует, что он являлся членом подпольной организации, установил и поддерживал связи с партизанскими отрядами. В период подготовки диверсии Крылович работал по конкретному заданию, встречался с разведчиками «Храбрецов», лично получил от сотрудников группы в д. Сторонка для выполнения этого задания 6 английских магнитных мин и денежные средства.

 Федора Крыловича к агентурному сотрудничеству привлек С.В. Змушко, заместитель командира «Храбрецов» по разведке. Да и по наградному листу подпольщика видно, что это не обычный монтер.

К величайшей диверсии на железной дороге был причастен ее непосредственный организатор — политрук НКГБ БССР Сергей Савельевич Шевчук. Кстати, с Крыловичем ему было работать нелегко в силу энергичности и импульсивности горячего 26-летнего парня. При каждой встрече он требовал взрывчатку и просился в отряд, чтобы громить фашистов. С трудом удалось его убедить остаться работать на электростанции. Его близость к врагу приносила центру много пользы. Именно через него можно было узнать о движении составов через Осиповичи.

Достоин звания героя

Известно, что Крылович после масштабной операции на станции пошел в партизаны, возглавил там диверсионную группу. Вернулся с войны больным, контуженным, как и все подрывники, лишь с одной медалью «Партизану Отечественной войны» II степени... А ведь вклад Федора Андреевича в общую Победу был гораздо более весомым.

По инициативе Кирилла Мазурова Крыловича наградили орденом Ленина в декабре 1948 года. 

В книге «Память» Осиповичского района приведен фрагмент беседы с бывшим начальником Центрального штаба партизанского движения, первым секретарем КП(б)Б П.К. Пономаренко: «…Это самая результативная операция, которую осуществили партизаны во время Великой Отечественной войны. И если бы я знал, что она получит такой отклик в Берлине, я не колеблясь представил бы Крыловича к званию Героя Советского Союза».

shimuk@sb.by

Фото предоставлено Осиповичским районным историко-краеведческим музеем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter