Александр Щудло.
Спорные ситуации, навеянные жизнью у железной дороги, периодически выходят на поверхность в разных точках страны. Не так давно мы рассказывали о неприятных переменах в жизни коттеджного поселка Уютный под Минском, где спустя полвека простоя по железнодорожной ветке поехали товарные составы («Спасите наши уши», «СБ» за 9 августа). И вот очередное письмо в тему — из Гомеля от жителей улиц Старочерниговской и Кирова.В их дворовом пространстве станция Гомель–Сортировочная появилась не сейчас. Еще многих домов в здешней округе не было, а станция уже работала полным ходом. Среди «ветеранов» микрорайона — двухэтажка № 51 по улице Старочерниговской, которая возводилась как общежитие для путейцев. В наши дни железнодорожников в этих стенах не осталось. Да и сам дом из общежития трансформировался в двухэтажный дом с приватизированными квартирами. Те, кто в них теперь живет, крайне болезненно воспринимают шум сортировочной станции с горочной системой, расположенной в считаных метрах. Александр Щудло, владелец одной из здешних квартир, излагает суть проблемы:
— Самое тяжелое — это ночь. Возвращаешься домой, чтобы отдохнуть после рабочего дня, а в итоге практически лишен такой возможности. Жильцам мешает даже не грохот грузовых вагонов, их торможение. Главная проблема — громкоговорящая связь, когда среди ночи переговоры работников станции через динамики разносятся на всю округу.
В Гомельском городском центре гигиены и эпидемиологии подтверждают, что проблема шума не надуманна. После того как жители домов на протяжении последних двух лет особенно настойчиво стали обращаться в разные инстанции — горисполком и облисполком, санитарная служба неоднократно проводила измерения уровней шума в квартирах. Большей частью они показывали превышение установленных санитарных норм. Уточняю в городском ЦГЭ:
— И какой результат?
— Гомельскому отделению Белорусской железной дороги были направлены требования об устранении нарушений санитарно–эпидемиологического законодательства, — конкретизирует заместитель главного санитарного врача города Светлана Степовикова. — Предприятием принимались меры. Последние измерения, проведенные в августе, показали, что дневные нормы соблюдаются, а вот ночные пока превышают пределы.
Судя по переписке, в Гомельском отделении БелЖД на требования реагируют. Однако для полной ясности объясняют. Например, дом № 51 строился тогда, когда никаких «шумовых» норм не было. Теперь же выдержать современные требования в тех условиях, которые уже сложились, непросто. Начальник отдела пути Юрий Мищук по пунктам перечисляет, что сделано:
— Установили глухой бетонный забор вместо сквозного. Горочные громкоговорящие устройства оборудовали отражающими экранами. Также установили шумозащитный экран вдоль тормозных позиций горочного комплекса...
— Скажите, действительно не придумано иного вида связи, кроме как переговоры вслух?
— Сегодня это единственная технология на сети железных дорог СНГ, которая позволяет обеспечить безопасность работников. Сейчас общий уровень громкости парковой связи на станции снижен до минимально допустимого уровня. Кроме того, с персоналом проведена работа по рациональному использованию связи.
В процессе разбирательства и общения с разными специалистами для себя выясняю, что многие способы, которые сейчас предпринимают гомельские железнодорожники для защиты от шума грузового транспорта, нарабатываются в рабочем режиме. Оказывается, не так уж богата накопленная в этом деле практика на постсоветском пространстве. Однако судя по тому, что подобные вопросы напрямую задевают здоровье людей, может, стоит ими задаться системно и комплексно, подключив науку, местные органы власти? Создание пространства, комфортного для жизни, — дело не только нужное, но и общее.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
Письмо на эту же тему в редакцию прислала и Светлана Филенко, жительница дома № 9 по минской улице Лынькова. В администрацию Фрунзенского района она обращалась с просьбой установить шумозащитное ограждение вдоль железной дороги в молодечненском направлении. Получила ответ: оснований нет. Дескать, жилой дом построен позже, чем железная дорога... А перед началом проектирования и строительства заказчиком и проектировщиком должны проводиться соответствующие замеры и именно на их основании при необходимости выполняться шумозащитные мероприятия.
«В сентябре исполняется 40 лет со дня ввода нашего дома в эксплуатацию, — эмоциональна в своем письме Светлана Леонидовна. — Представить только можно, где эти заказчики и проектировщики и как изменилась за эти годы наша жизнь и все вокруг. Мы слышим каждую электричку по ее сигналам, особенно в 6 утра. А про ночные поезда в 2 и 3 часа ночи и говорить не надо...»
В телефонном разговоре Светлана Филенко сетует: раньше шум от дороги поглощала лесополоса. Однако при прокладке третьего пути для городской электрички ее вырубили. И предлагает варианты: в соседнем доме № 7 (к слову, построенном позже) в 2011 году окна заменили на стеклопакеты. Может быть, если бы так сделали и в их доме, рассуждает она, и слышимость бы уменьшилась?
КСТАТИ
Как сообщили в Гомельском горисполкоме, в качестве дополнительных мер защиты Гомельское отделение БелЖД планирует увеличить высоту шумозащитных экранов вдоль тормозных позиций и применение шумозащитных шин из композиционных материалов. Срок разработки проектной документации — 30 сентября.
draluk@sb.by
Фото автора.