Однофамильцы

Историческая справка.
Историческая справка. В 1920 году в Красной Армии служили свыше 66 тысяч женщин - более 100 участниц гражданской войны были награждены орденом Боевого Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны более 800 тысяч славных дочерей Отчизны также стали в строй ее вооруженных защитников, сотни тысяч сражались с оккупантами в партизанских формированиях, в партийном и комсомольском подполье. Свыше 15 миллионов женщин работали в тылу, создавая военно-экономический потенциал Победы.

Женщины служили во всех видах и родах войск. 17 сентября 1941 года постановлением ГКО было введено всеобщее воинское обучение. И только в системе всеобуча (без отрыва от производства) военную подготовку прошли свыше 222 тысяч девушек, из них 6.097 получили специальность минометчиц, 112.318 - пулеметчиц, 15.290 - автоматчиц, 29.509 - связисток, 11.061 - специалиста подразделений военно-автомобильных дорог, 2.484 - снайпера.

В годы войны в армии и на флоте служили более 200 тысяч врачей и свыше 500 тысяч фельдшеров, медицинских сестер, санинструкторов и санитаров. Они оказали помощь 10 миллионам раненых бойцов. В числе 116 тысяч медицинских работников, награжденных орденами и медалями, свыше 40 тысяч - женщины.

Немало девушек служило на... Военно-Морском флоте. Только в 1942 году по путевкам Ленинского комсомола их пришло на флот 25 тысяч.

По силам женщинам оказалась и служба в бронетанковых войсках, морской пехоте и даже в авиации. Навеки золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны вписаны имена морских пехотинцев Галины Петровой, Марии Цукановой, танкистов Марии Октябрьской, Валентины Паршонок, Екатерины Петлюк, Таисии Потаниной.

Впервые в истории на фронте сражались и три женских авиаполка. 46-й гвардейский Краснознаменный Таманский ордена Суворова легкобомбардировочный авиаполк на По-2 за годы войны совершил 23.672 боевых вылета, 23 его летчицы стали Героями Советского Союза. Один из асов полка - Надежда Попова только за одну ночь сделала 18 боевых вылетов! А Наташа Меклин за войну - 982! 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк пикирующих бомбардировщиков имени М.Расковой на самолетах По-2 совершил 1.134 боевых вылета, сбросил на врага 980 тонн бомб. Пять летчиц полка были удостоены звания Героя Советского Союза.

На страже воздушных рубежей Родины стоял и 586-й истребительный женский авиационный полк ПВО на самолетах Як-1. За время войны его летчицы совершили 4.419 боевых вылетов, провели 125 воздушных боев, во время которых сбили 38 вражеских самолетов. Две девушки-истребителя Катя Буданова и Лиля Литвяк были удостоены звания Героя. А летчица этого полка Валерия Хомякова стала первой женщиной, сбившей самолет врага в ночном бою. Первый воздушный таран на самолете Су-2 совершила Герой Советского Союза Екатерина Зеленко. Всего за подвиги во фронтовом небе высокого звания Героя Советского Союза удостоены 33 женщины. А воздушный стрелок-радист старшина Н.Журкина закончила войну полным кавалером ордена Славы.

Мировой известности удостоилась Герой Советского Союза снайпер Людмила Павличенко. На ее счету - 309 фашистских солдат и офицеров. Среди них - 36 немецких снайперов!..

За заслуги перед Родиной, ратные подвиги, совершенные при ее защите в годы Великой Отечественной войны, свыше 200 тысяч советских женщин были награждены боевыми орденами и медалями, а более 200 из них - орденом Славы. Четверо стали полными кавалерами ордена Славы, 89 славных дочерей советского народа были удостоены высшего звания - Героя Советского Союза.



"Носаль Евдокия Ивановна, родилась 13 марта 1918 года в крестьянской семье. Работала учительницей, занималась в аэроклубе, окончила авиационную школу. С мая 1942 года -

на фронте. Заместитель командира авиационной эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка 218-й бомбардировочной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта гвардии лейтенант Е.Носаль совершила 354 боевых вылета на бомбардировку объектов противника. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Первая женщина-летчица, удостоенная звания Героя Советского Союза в годы войны".

...Тa встреча, года три назад, была совершенно неожиданной. Листая газеты в душном читальном зале районной библиотеки небольшого белорусского городка, я был поглощен поиском нашумевшей тогда статьи на модную тему. На посетителей местного очага культуры обращать внимание было некогда. Но эта извинительно-застенчиво вошедшая в зал маленькая девчушка почему-то сразу привлекла мое внимание. Запыленное, обветренное, обожженное безжалостным солнцем простое личико, льняные, собранные в косичку волосы, очень скромное потрепанное одеяние, усталые, полные грусти, несмотря на возраст, недетские глаза. Она, мягко ступая, подошла к большой книжной полке и бережно, с любовью поглаживая маленькой ручкой каждую взятую книгу, стала что-то искать. Поймав мой взгляд, девочка смущенно и, как мне показалось, страдальчески улыбнулась, опустила глаза. Стоптанные старенькие башмачки, заплаточки...

- Носаль! - громко окликнула девчушку библиотекарь, - там ты уже все прочла. Посмотри на другой полке.

Носаль?! У меня екнуло сердце. Носаль. Неужели... родственница той самой Дуси, Дуси Носаль? А вдруг?! ...

...Станица Пашковская - ныне пригород Краснодара. И хотя окрестные дома - сплошь частный сектор, цивилизация уверенными шагами прошлась и здесь: трамвайная линия, добротный асфальт. Я давно искал возможность побывать в Пашковской. Именно у этой станицы, на большом и ровном поле, в годы Великой Отечественной войны длительное время размещался легендарный 46-й гвардейский Таманский Краснознаменный, ордена Суворова III степени женский полк ночных бомбардировщиков. И сегодня тут не смолкает гул авиационных двигателей - невдалеке воздушная гавань города - аэропорт.

Я ездил в Пашковскую несколько дней подряд весной 1994 года. Дивизия, в которой пришлось служить, базировалась тогда рядом, и, радуясь удаче, я занялся исследованием исторического места: не торопясь бродил по живописным улочкам станицы, беседовал с колоритными седовласыми стариками.

И тут ветеран-станичник, рассказывая о легендарных девушках-пилотах, упомянул Евдокию Носаль - первую женщину-летчицу, удостоенную звания Героя Советского Союза в годы войны. Упомянул и как бы вскользь, глядя в сторону, заметил: "Она у нас тут осталась, в станице. Насовсем". Постеснявшись уточнить, что значит "насовсем", я пошел искать ее... И нашел. В парке. В самом центре станицы...

Война обожгла Дусю Носаль в Бресте 22 июня 1941 года. Из-под развалин роддома вытащили только ее - ребенок погиб, едва родившись. В сердце молодой матери осталось только одно: мстить, мстить, мстить...

За плечами у Дуси были уже аэроклуб, авиашкола. И она стала летчиком ночного бомбардировщика По-2 в знаменитом женском авиаполку. Носаль как одна из самых подготовленных пилотов летала вместе со штурманом Инной Ульяненко на самые трудные, самые рискованные задания. В страшные зимние ночи отчаянного 42-го года девчата совершали по 12 - 14 (!) боевых вылетов. По одиннадцать, ОДИННАДЦАТЬ часов в сутки - в воздухе... Как только выдерживали, как? Не каждому здоровому мужику по силам, а тут - девочки, сестрички...

Каждый вылет - поединок со смертью. На хлипком, деревянно-полотняном, тяжело груженном бомбами маломощном По-2, со скоростью всего в сотню километров, экипажи буквально "ходили" по головам фашистов. "Ходили" бомбить ощетинившиеся зенитками и прожекторами объекты врага. Самолет боялся непогоды, обледенения, просто сильных порывов ветра, зажигательной пули, истребителей, зениток. Летчицы не боялись ничего... "Ночные ведьмы"...

"Рус фанер" может бросить якорь, остановиться и точно метнуть бомбы - "стоячая смерть", - писали о По-2 немцы. За каждый сбитый "рус фанер" им платили в два раза большую цену в дойчмарках, чем за любой другой самолет.

Младший лейтенант Евдокия Носаль совершила на По-2 353 боевых вылета. В 354-й раз 23 апреля 1943 года она летела бомбить врага в Новороссийске. Неожиданно вынырнувший из облаков "мессершмитт" яростно брызнул металлом. Пуля попала Дусе в голову. Приборная доска - вся в крови. Всем телом летчица навалилась на ручку управления - самолет терял скорость и начинал падать. Штурман самолета Ира Каширина, с трудом дотянувшись, придерживала Дусю за воротник и, взяв управление на себя, выровняла самолет, изо всех сил тянула его домой. Тяжело, с большим недолетом "плюхнулся" он на аэродроме в Пашковской. "Я хоть и родилась 13-го числа, но все равно счастливая", - не раз говорила подругам Дуся. Вот такое оно получилось - ее счастье... В последний раз вернулась на родной аэродром. Другие сгорали в небе, сгорали без следа...

В полку, в станице - траур. Весеннее небо словно обвалилось. Море так любимых Дусей пахучих кубанских цветов. Могила буквально утонула в них. А их все несли и несли станичники... Она осталась с ними навсегда - в Пашковской. Скромный обелиск и сухая мраморная надпись: "Здесь в братской могиле похоронены летчики 46-го гвардейского Таманского Краснознаменного авиаполка

: Герой Советского Союза гв. лейтенант Носаль Евдокия Ивановна

гв. лейтенант Макогон Полина Александровна

гв. мл. лейтенант Свистунова Лидия Александровна

гв. ст. сержант Пашкова Юлия Федоровна

164-го отдельного гвардейского Керченского Краснознаменного разведывательного авиаполка

гв. ст. лейтенант Гуров Николай Григорьевич

гв. ст. лейтенант Мареев Семен Семенович".

Вот так. Вместе с мужчинами, плечом к плечу, летали, защищали Родину, вместе и спят вечным сном...

...Услышав фамилию Носаль, я, стараясь не смущать скромную девчушку, подошел и осторожно заговорил с ней. Нет, она не была родственницей первой женщины-героини Великой Отечественной, она никогда и ничего не слышала о своей знаменитой однофамилице. Скромная белорусская девчушка Ольга Носаль училась в местном ПТУ на полевода. Очень любит книги и, увы, уже с трудом находила нечитаное. Я краем глаза заглянул в ее читательскую карточку и в огромном списке, к своему стыду, нашел немало книг, которые не читал. Мы вышли на улицу. Она без умолку говорила о книгах. Голос ее звучал необычно, словно журчащий лесной ручеек. От книг она неожиданно перешла к своей жизни, к рассказу о семье, заставившему сжаться мое сердце. Живут тяжело - мама их бросила. Отец работает дворником. С ними живут еще сестра и бабушка. Основной источник дохода - небольшое стадо коз. Вместе с сестрой и отцом косит сено на зиму козочкам. "У меня руки слабые - тяжело косить, - она смотрит на меня печальными, полными недетской боли глазами, - но я стараюсь. Слезы текут, а я кошу. Я не ленивая, вы не подумайте. Помогать некому. Друзей у меня почти нет - другие интересы. Мечта - стать ветеринаром. Но, видимо, не получится - учусь слабо, медлительная, не успеваю. Сейчас у многих дети болеют - мы им продаем козье молоко. Я бы давала им бесплатно - но у нас денег нет..."

Мне очень хотелось хоть чем-то помочь, хоть как-то развеселить свою неожиданную знакомую. Мучительно хотелось. Хоть чем-нибудь. "У вас фотоаппарат, - пришла на помощь мне девчушка, - я завтра буду пасти козочек. Сфотографируйте нас".

С удовольствием согласившись, я на следующий день фотографировал Олю Носаль. Она готовилась к съемке - скромная стираная рубашечка, брючки, почти новые тапочки. Я фотографировал, а у самого - комок к горлу. Почему судьба так немилостива к ней? Немилостива, как когда-то к ее однофамилице - первой женщине-летчице, Герою Советского Союза?

Если бы сегодня состоялась встреча двух девушек - Дуси и Оли Носаль? Что сказала бы Оле ее легендарная однофамилица? Она, видевшая в каждом ребенке своего, потерянного в первый день войны, и рассылавшая свою военную зарплату совершенно незнакомым ребятишкам... Что бы она сказала, глядя в полные боли взрослые глаза маленькой бедно одетой девушки-пастушки? О такой ли жизни для нее она мечтала? За такую ли сложила голову?

...Всякий раз, бывая в Краснодаре, я на звенящем, дрожащем на стыках рельсов трамвае N 5 еду в Пашковскую. Еду навестить Дусю Носаль. Улица имени командира ее авиаполка Евдокии Бершанской. Парк. Здесь у скромного обелиска с проржавевшей звездой, положив букетик, я вспоминаю и об Оле Носаль, вижу ее полные грусти взрослые глаза. Как-то сложится ее судьба?

Однофамилицы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter