Одни нашли, другие промолчали

Почему наши мясо- и молокозаводы держат удар ветврачей молча?

В последнее время ветеринарные службы России стали находить до неприличия много вредных веществ в белорусских продуктах. Эксперты давно предупреждали: в кризис каждая страна будет защищать свой рынок всеми доступными методами, в том числе ужесточая технические требования к товарам… Интересно, что подобные «разборки» вполне тянут на сюжет для детективных историй с весьма интригующими и лихо закрученными сюжетами.

Вспомним, например, недавнее заявление отечественных ветеринаров о приостановлении поставок в Россию продукции трех белорусских предприятий: ОАО «Лунинецкий молокозавод», «Бобруйский мясокомбинат» и «Клецкий маслодельный комбинат». Почему-то в заботах о здоровье российских потребителей все как-то подзабыли, что отбракованные продукты неизменно попадают и на прилавки белорусских магазинов. И свой покупатель не без оснований волнуется: а не станут ли скоро врачи назначать отечественное мясо или молоко в качестве лекарства?.. Глядишь, одним махом две проблемы решатся: и сытости, и избавления от физических недугов… Шутки шутками, но не слишком получилось развеять слухи и у главного государственного санитарного врача Беларуси Валентины Качан, которая заявила журналистам, что мясо, в котором россияне нашли остатки антибиотиков, «абсолютно безопасно». Получается, что «неподходящие» для россиян продукты сгодятся для белорусских желудков?! И что значит ее информация о том, что Беларусь объявила тендер на закупку оборудования, которое определяет уровень содержания антибиотиков в мясе?.. А сейчас, получается, такого оборудования в стране нет?

Шумиху вокруг «мясомолочных лекарств» подняли знатную, но слон оказался на глиняных ногах. Однако все предпочитали смотреть на сверкающие сенсациями «бивни», не стараясь проникнуть в суть происходящего. А налицо искусственно синтезированный скандал. Ведь вполне вероятно, что к лекарствам белорусская продукция не имеет никакого отношения. Далеко не факт, что образцы продукции, «выдернутые» российскими специалистами из торговли, произведены из белорусского сырья. В московских бутиках туфель «made in Italy» реализуется в несколько раз больше, чем Италия экспортирует в Россию. Контрафакт процветает… Но никому и в голову не приходит прикрывать поставки с Апеннин и посылать российские делегации с проверками производителей из Рима или Милана.

Да бог с ними, россиянами. К их страсти находить соринки в чужих продуктах все уже привыкли. Больше взбудоражили белорусов отечественные ветеринары, которые также приостановили экспорт в Россию молока и мяса трех предприятий. После такой новости с некоторой опаской смотришь на пачку клецкого масла в собственном холодильнике… Но оказалось, что решение белорусских ветеринаров в некотором роде формальное. Из Россельхознадзора поступило официальное письмо, в котором были изложены все «лекарственные» подозрения. Дабы не дразнить гусей, отечественные врачи приостановили экспорт до выяснения обстоятельств.

Видимо, нашему населению все же не стоит слишком беспокоиться по этому поводу. Например, строгое законодательство ЕС допускает уровень остаточных антибиотиков в 100—150 микрограммов на 1 кг продукции (в российском техрегламенте прописан ноль, практически такие же требования и у белорусских ветеринаров). Но почему никто из специалистов не выйдет к широкой общественности с простыми и внятными объяснениями, почему продукция предприятий, попавших в черные списки, продолжает поступать в белорусские магазины? Любая уважающая себя западная компания в подобной ситуации отозвала бы сомнительный товар из торговли и нашла бы тысячу способов донести эту информацию до потребителя. Или представила бы убедительные доказательства того, что продукт без опасений можно употреблять в пищу. Все понимают, что в условиях продовольственного изобилия покупатель может еще очень долго обходить полки товаров с «подмоченной» репутацией. Судя по всему, наши производители предпочитают молча держать удары активизировавшихся ветврачей и наблюдать за происходящим со стороны. Но всегда ли молчание — золото?..

Например, продукция ОАО «Клецкий маслодельный комбинат» на рынок РФ не поступает уже с 30 апреля. Видимо, российским специалистам пришлось хорошенько потрудиться, чтобы найти остатки антибиотика в продуктах, которых на прилавках уже давно нет. Какие же образцы попали под раздачу? Вопрос, который очень даже волнует клецких маслоделов. «Мы вообще не понимаем, откуда появилась эта информация», — недоумевает руководство ОАО «Клецкий маслодельный комбинат». Сегодня предприятие занимается оформлением документов согласно новому российскому техрегламенту, продукция проходит исследования, нареканий со стороны ветслужбы РФ нет. Впрочем, в списках товаров, допущенных к ввозу на рынок страны-соседки, клецкого масла и молока тоже нет… После запрета трехмесячной давности предприятию пришлось в спешном порядке переориентировать экспортный поток, доля которого в объеме производства составляет около 70 % (в основном все шло на российский рынок). Сливочное масло сегодня хорошо продается в Украине, утверждают на предприятии, а вот для сухого молока новые каналы сбыта пока не найдены: покупателей в дальнем зарубежье не устраивает цена.

Директор ОАО «Лунинецкий молокозавод» Сергей Карпец уверен, что молоко, которое исследовали российские ветеринары, белорусского происхождения только по документам, а на самом деле могло поступить по каким-то нелегальным каналам от поставщиков из других стран. «Около 15—20 % продукции идет в страны дальнего зарубежья, и никаких нареканий и претензий ни у кого не возникает, — поясняет специалист. – К тому же каждая партия молока исследуется нами и в собственной аккредитованной лаборатории, и в Белгосветцентре».

Надо заметить, что тема антибиотиков в молочно-мясных белорусско-российских отношениях в последнее время всплывает с регулярной периодичностью. Конкуренция возрастает, и отечественным производителям пора вести себя более активно. Пока получилось парадоксально: одни нашли, другие промолчали?.. Руководители «пострадавших» предприятий комментарии дают скупо и неохотно. Но кто, как не они, заинтересованы в «выведении пятен» со своей репутации? И на Западе, и в России известно множество приемов черного пиара. Но есть и сыворотки против такой сомнительной конкуренции. Все зависит от того, как предприятие отреагирует на провокационные сенсации. Главное, не молчать, а действовать: проводить брифинги, организовывать пресс-туры… Конечно, эти мероприятия требуют расходов. Но на опровержении скандальных слухов можно сделать хорошую рекламу и не потерять, а укрепить свой имидж на рынке. Думаю, после перипетий с антибиотиками узнаваемость среди потребителей у трех предприятий выросла в разы. Осталось только направить эту славу в положительное русло, а не пассивно отмалчиваться. Это, как минимум, некорректно по отношению к отечественному потребителю, которому очень интересно знать химический состав своего рациона…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter