Одни и те же грабли

Почему некоторые наши чиновники наступают на них раз за разом?

Почему некоторые наши чиновники наступают на них раз за разом?

На прошлой неделе рабочая группа Администрации Президента Республики Беларусь в очередной раз провела рейдовую проверку работы исполнительных и распорядительных органов по выполнению требований Директивы № 2. На этот раз в поле зрения проверяющих попал Витебск. Результаты неутешительные: прием граждан некоторыми чиновниками был попросту сорван, а там, где он все же состоялся, прошел с существенными нарушениями, в некоторых организациях нет элементарных условий для приема и обслуживания посетителей... Глава Администрации Президента Владимир Макей отметил, что главная цель Директивы № 2 – наладить прямое общение с людьми – пока не достигнута.

Первая подобная проверка прошла 4 февраля этого года в Ленинском районе столицы. Глава Администрации Президента тогда не скрывал, что проверка эта далеко не единственная и работа по дебюрократизации госаппарата будет контролироваться регулярно. Были названы основные недоработки. И что характерно, они практически те же, что и выявленные недавно в Витебске: несоблюдение чиновниками графика личного приема, сбои в работе службы одного окна, недостоверная информация на стендах, нарушения в заполнении документов, очереди…

То есть каждый чиновник страны был в курсе, какие ошибки допустили его коллеги, мог «примерить» их на себя, проанализировать свою работу и скорректировать ее в соответствии с требованиями главы государства. Каждый из них знал: его могут проверить следующим, но… Не поддается никакому логическому объяснению, отчего после этого на местах не были пересмотрены подходы к работе с гражданами. Казалось бы, обнови информацию на досках объявлений, прояви больше внимания к оформлению сайта, вовремя начинай прием граждан, предъявляй по первому требованию книгу замечаний и предложений, своевременно и адекватно реагируй на записи в ней. В общем, хорошо и качественно выполняй свою работу – и спи спокойно.

Так почему этого не было сделано? Не поверили, что проверки будут носить регулярный характер? Ну хорошо, не поверили один раз, но ведь за девять месяцев можно было убедиться, что это и в самом деле так. Ведь после Ленинского района Минска Администрация Президента проверила организации Партизанского района столицы, Гродно и Гродненской области… Неужели и этого было недостаточно, чтобы понять, что к работе по дебюрократизации госаппарата у нас в стране относятся с особо пристальным вниманием? И уж тем более поставить работу с гражданами на новый уровень. Оказалось, нет. Как результат — все те же ошибки, недоработки, слабая исполнительская дисциплина некоторых должностных лиц и формальный подход к работе.

Не хочу сгущать краски: с выходом Директивы № 2 и в самом деле многое в нашей жизни изменилось к лучшему. Толкотня и давка в БРТИ, паспортно-визовой службе, ЖЭСах давно осталась в прошлом. Больше не нужно отпрашиваться с работы, чтобы пройти техосмотр транспорта или посетить нотариальную контору. Заметно уменьшилось число жалоб в вышестоящие организации – большая их часть решается на местах… Согласно статистическим данным, практически каждый третий белорус считает, что записи в книгу замечаний и предложений помогают решить проблемы, а сорок процентов — что стиль, формы и методы работы с гражданами в госучреждениях улучшились. Однако, как показывают проверки Администрации Президента, почивать на лаврах пока рано. Полностью изменить ситуацию можно будет лишь тогда, когда вопросы работы с населением окажутся в центре внимания всех местных органов власти, а каждый чиновник поймет, что он напрямую зависит от оценки качества его работы с гражданами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter