Один день в деревне с композитором Еленой Атрашкевич

Лена не любит, когда ее называют детским композитором, но признает, что в композиторском деле существует специализация.
Лена не любит, когда ее называют детским композитором, но признает, что в композиторском деле существует специализация. А потому стремится работать в разных жанрах. Хотя широкое знакомство с публикой произошло на "песенном поле".

На финберговском детском фестивале "Спяваем з аркестрам" ее песни сразу привлекли к себе внимание.

Но прежде чем столица открыла для себя новое имя, Атрашкевич не один год после Петербургской академии музыки проработала в Молодечненском музыкальном училище - преподавала, создала и вела эстрадный класс. Дети учиться петь "у Атрашкевич" ездили со всей Минской области. Класс состоит из сплошных лауреатов: Саша Соловьев - Гран-при из Петербурга, Виктория Подвербная - первое место из Литвы, Настя Жук - призер фестиваля в Одессе и т.д. и т.п. Список имен

и наград можно продолжить.

Самая заветная мечта Елены Викторовны - создать детский центр, который объединил бы в себе детский туризм и концертную деятельность, естественно, вкупе

с серьезными занятиями вокалом. "Хочу, чтобы в эстраду пришел новый эшелон исполнителей, - говорит Лена. - Обратите внимание: на юрмальской "Новой волне" Гран-при получили два солиста из "Смэша", выходцы из московского детского коллектива "Непоседы".

Ну а пока лето, молодой композитор вместе с семьей забралась в глубинку - деревню Островки Крупского района. Косит траву, рыбачит, отчаянно, бросив руль, носится "без рук" на велосипеде по сельским тропинкам, пишет музыку и разговаривает с журналистом.

Спасибо ксендзу Завальнюку

- Для меня, человека православного, по-своему относящегося к Богу, было неожиданным такое поведение церковных служителей. Меня и группу композиторов, поэтов, музыкантов пригласили в минский Красный костел. Ксендз Владислав Завальнюк сказал приблизительно следующее: надо, чтобы создавалась своя, белорусская, духовная музыка. Мол, новое столетие, значит, и новые песни. И не важно, какого каждый из нас вероисповедания.

Он же и предложил идею, которая мне показалась очень интересной, - создать "Сакраментальную поэму", раскрывающую жизнь человека через веру, где главная суть - Бог, который и есть любовь.

Если честно, я была тронута вниманием к нам, пишущим людям, ведь в основном мы варимся в собственном соку. А тут в мое распоряжение еще предоставили хор "Голос души", который я всегда высоко ценила.

Короче, я загорелась. Вдохновлял и текст, написанный поэтом Василем Жуковичем.

Работала как сумасшедшая, и днем, и ночью, - писала, репетировала. Очень хотелось успеть к нынешнему могилевскому фестивалю "Магутны Божа". Успели. Победили. Но главное не это. Главное - два эпизода. После концерта ко мне подошла зрительница. Обняла и со слезами на глазах прошептала: "Спасибо". И фраза, полная недоумения, оброненная Василием Алексеевичем Жуковичем: "Я i не веда›, якi мы з табой, Лена, цуд стварылi..."

Белорусский Малер

- На последнем съезде композиторов я слушала новую симфонию Дмитрия Смольского. По мере звучания музыки во мне рос восторг: какой умный, какого огромного таланта и культуры композитор. У нас свой Малер!

Восхищенная, я подлетела к нему, чтобы поздравить. И мастер с огромным смущением принял мои искренние комплименты. Отчего так смущался маэстро? Ему бы в пору покровительственно принимать наши похвалы. И я поняла: ну раз в пять лет сыграют твое произведение - тут не до привычки к восхищению.

- Мало, ох как мало звучит наша музыка по радио, в концертных залах. Спасибо Финбергу, он со своим оркестром стал целенаправленно делать программы, основываясь на белорусской музыке, другие же оркестры не торопятся. А ведь у нас столько талантов. Хотя, что греха таить, иногда на тех же съездовских исполнениях послушаешь иного "члена союза" - скукота страшная.

Мне повезло - я музыку "в стол" не пишу

- У нас в семье все женщины пели в хоре. Мама, сестра, хоть и технарь, доцент, но поет и сейчас с профессорами в хоре технологического. Я в студенческом хоре пять лет пропела. Сейчас сестра шутит: ты напиши для профессорского хора что-нибудь попроще... Дети мои и дочь сестры учатся музыке. Собираюсь написать сборник пьес для духовиков - сын избрал саксофон. Гляжу, а детский репертуар не очень разнообразный. Уже делаю наброски.

- А вот, - Лена подходит к старенькому фортепиано и тихонько мурлычет новые, только что написанные песни, - послушайте, какие роскошные тексты прислали мне поэты. Тут получатся лирические песни, рок-хиты, песенки для детсадовских примадонн...

А на стихи Татьяны Мушинской я собралась сделать развернутое ораторное сочинение о любви и жизни женщины.

Здесь, в деревне, заканчиваю мессу для полюбившегося мне хора "Голос души". Мне нравится, как они работают над моими сочинениями, - каждая фраза ими услышана и обласкана.

Я стараюсь не создавать себе проблем

- Не помню плохого. Люблю состояние творчества, открыто иду на общение с людьми. Я сентиментальна. Могу всплакнуть, услышав прекрасную музыку или голос.

Люблю тех, кто хорошо ко мне относится. Я умею расслабляться. Лучше наших Островков для этого ничего нет - здесь родина моей мамы, здесь дышится легко и свободно, здесь бескрайние горизонты и теплая земля, по которой люблю ходить босиком, здесь хорошо пишется.

Однажды Леня Захлевный, блестящий композитор, удивился: "Сколько Бог набросал в твою голову мелодий!" Нет, я их просто здесь, в Островках, научилась слышать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter