О первом знакомстве с морем

Одесская одиссея

В съемочной группе фильма «Сын председателя» толчея и суматоха. Все ломали голову, где найти актера на роль сына председателя, которого должен был играть Владимир Самойлов. Сроки поджимали, а актера на главную роль все не было. Кто–то сказал, что в Одессе есть актер, похожий на Самойлова. Я работал ассистентом режиссера, и меня срочно командировали в Одессу. Шел 1975 год. «Жемчужину у моря» я знал по рассказам Бабеля и Куприна, а море видел только в кино и на картинах Айвазовского.

Одесса, 1975 год. Вид с моря на город.
Фото с сайта gagtime.ru

Прибыв на место, решил начать поиски актера с картотеки киностудии. Я спросил у пожилого прохожего, как туда проехать.

— Молодой человек, если вам нужен этот вертеп, то садитесь на этот трамвай, и вы попадете как раз туда, куда вам надо, — объяснил одессит.

Пройдя проходную киностудии, я направился не в главный корпус, меня потянуло дворами с какими–то постройками и цепными волкодавами. Я шел мимо построек, остолбеневших собак туда, где за пригорком чувствовалось что–то необыкновенное. Поднялся на пригорок, и... передо мной открылось море! Вдалеке, как на картине, стоял на рейде белый корабль. От неожиданности и восторга у меня перехватило дыхание. Вот оно — Черное море! Волкодавы утробно и глухо залаяли, стали рвать цепи.

В актерском отделе узнал, что нужный мне человек работает в ТЮЗе. Вдруг на коридоре встретил своих однокурсников по ВГИКу — актеров Светлану Суховей и Гошу Сичкаря. Они здесь снимались в каком–то фильме. Мы договорились, когда я освобожусь, поедем на море купаться.

В ТЮЗе шел дневной спектакль. Я стоял за кулисами, ждал антракта. Детишки в зале живо реагировали на представление. Внезапно ко мне подбежал актер в гриме и костюме разбойника, взволнованно спросил: «Вы меня ждете?» — и тут же с диким воплем «Ага, попался!» убежал на сцену. Сработало сарафанное радио. Из–за кулис я наблюдал за актером. В следующий момент весь в образе, со словами «Зажарьте его!» он снова оказался рядом со мной: «Я сейчас!» — сказал он и убежал за сцену. Он появился внезапно, протянул мне фотографии: «Здесь все мои данные. Какая у меня роль?» — спросил он. «Главная, сына председателя», — шепнул я и дал ему сценарий. Актер засунул бумаги за пояс и с восторженным криком «Тысяча чертей!» убежал на сцену. Я не стал мешать творческому процессу, поехал на киностудию, где меня ждали Света и Гоша.

В Аркадии народ отдыхал, подставляя натруженные бока южному солнцу. Гоша купаться отказался, он был простужен.

Мы кинулись в морскую пучину. «Плывем до волнореза!» — предложила Света. Мы поплыли. Стоявшие на волнорезе казались совсем близко, но вскоре я почувствовал усталость, а люди на волнорезе не приближались. Светка бодро плыла впереди. Я повернулся на спину, чтобы восстановить дыхание, но волна захлестывала лицо. Из последних сил доплыл до волнореза, на котором уже стояла Светлана. Только я взобрался на скользкие камни, Света весело скомандовала: «Поплыли обратно!» — и бросилась в воду. Я не успел отдышаться, как меня смыло волной, и я обреченно поплыл за Светкой. «Только бы доплыть до берега», — думал я, с трудом загребая зыбкую воду. Нахлебавшись морской воды, я опустил ногу, стараясь нащупать дно. Подо мной была бездна. Сквозь шум в ушах мне послышался отчаянный Светин голос: «Гоша... Гоша!» Ее голова исчезала под водой. «Гоша», — снова послышался слабый голос, и голова скрылась под водой. «Она же тонет!» — как током ударило меня. Неподалеку стоял в воде мужик и полоскал подмышки. На берегу сидел Гоша и читал газету. От страха я почувствовал прилив сил и в несколько гребков оказался рядом со Светой. Она ухватилась за меня. Каким–то чудом мы выбрались на берег. Светку трясло как в лихорадке. Она схватила платье и стала натягивать его на мокрое тело: «С... скорее п... пошли отс... сюда», — стуча зубами повторяла она. Гоша ничего не понял, смотрел на нас выпученными глазами. На виду у сотен людей мы могли утонуть, и никто бы не заметил.

Была бы напрасная жертва, поскольку актера одесского ТЮЗа, который с воплями выбегал ко мне со сцены, даже не вызвали на пробы. Роль сына председателя сыграл родной сын Владимира Самойлова Александр.

Так я познакомился с морем и немножко с Одессой.

omr@tut.by

Советская Белоруссия № 76 (24958). Суббота, 23 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter