На что жалуются белорусы в нынешнем туристическом сезоне

Обязательства турфирм отдыхают

На что жалуются белорусы в нынешнем туристическом сезоне?
Туристический сезон только начался, а жалобы от недовольных туристов уже есть. На что сетуют белорусские путешественники, как не попасться в сети мошенников и на что надо обращать внимание, планируя отдых? Ответы на эти вопросы искала «Р».


Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Отдых испортить легко. Наберется в копилке впечатлений несколько неприятных мелочей — и осадок уже остался. А еще обида на турфирму. В редакцию дозвонилась наша читательница Алеся Черняк и пожаловалась на испорченные каникулы. Вместе с семьей они хотели тихо-мирно отдохнуть в Болгарии. Но без приключений не обошлось. Когда подъехали к границе, оказалось, что у некоторых пассажиров виза действует только со следующих суток. В итоге 10 часов ожидания. «Ладно, взрослые, а дети намучились», — возмущается горе-путешественница. Потом семье не дали ваучер на заселение в отель. Последней каплей в этой эпопее стал день отъезда. Почему-то туристов забыли предупредить, когда за ними приедет автобус. «Не отдых, сплошное разочарование», — с грустью в голосе подытоживает Алеся. 

У Сергея (имя изменено) куда более серьезные претензии к турфирме. Директор компании забрала у него 7 тысяч долларов, а свои обязательства так и не выполнила. И это не единичный случай. В Департаменте по туризму рассказали, что 30-летняя Елена, директор компании «ЧаоБай-тревел», занимающейся туристическими услугами, исправно брала деньги со своих клиентов. Зато в ответ не предлагала ничего. Что только не придумывала аферистка, объясняя свое бездействие. Ссылалась на задержки в выдаче виз, неправильное оформление документов. С фантазией у нее все, видимо, было в порядке, а вот с порядочностью нет. Облапошенным туристам директор оказалась должна не менее 20 тысяч долларов.

Еще одна резонансная ситуация, когда руководитель турфирмы «Аврора Тур», специализирующейся на экзотических направлениях, просто пропала. Клиенты остались без отдыха и денег. Причем обвести вокруг пальца ей удалось не только людей, но даже турфирмы.

Как видите, туристический сезон еще не в зените, а все эти истории уже записаны в летописи нынешнего года.


«В Беларуси скандалы в туристической сфере — скорее исключение, чем правило», — говорит директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Елена Перминова. — Наш туристический рынок, в отличие от российского, на котором за последний год прогорели десятки компаний и остались обманутыми сотни людей, работает спокойно и стабильно. Зато любой инцидент оказывается в центре внимания.

С тем, что серьезных жалоб на туруслуги немного, соглашается и исполнительный директор общественного объединения «Минское общество потребителей» Виктор Копин: «Всего полтора процента… Именно столько в процентном соотношении занимают вопросы, связанные с некачественным оказанием туристических услуг».

Правда, претензий стало больше после того, как в январе 2011 года отменили лицензирование туристической деятельности. Не стала обязательной и сертификация туристических услуг. Судите сами, если в 2011 году в Департамент по туризму пожаловался 61 человек, то в 2015-м уже — 101.

В нынешнем туристическом сезоне за март—май 2016 года зафиксировали 32 обращения, уточняет Елена Перминова. В Министерстве торговли заметили, что к ним поступило 5 претензий. И все они — из Минска. Увеличивается количество обращений еще из-за того, что туристы становятся более требовательными к отдыху. Они ценят свое время, деньги.

— Люди жалуются, что турфирмы не выполняют пункты договора, возмущаются качеством услуг, а также невозвратом денег по неисполненным обязательствам — пожалуй, это и есть самые популярные претензии белорусских туристов, — Елена Перминова просматривает на своем столе обращения.


В «Минском обществе потребителей» рассказали ситуацию, когда мужчину с семьей 4 раза переселяли из номера в номер. Каждый раз комнаты не соответствовали условиям договора об оказании туристических услуг. Причиной недовольства оказалась кровать. Вернее, ее отсутствие. Для ребенка не было отдельного спального места. Виктор Копин убежден, что свои права надо отстаивать: «Не зря это дело стало предметом судебного разбирательства. И как итог — руководитель турфирмы заплатил семье за некачественную услугу, выплатил неустойку за несвоевременное удовлетворение требований клиента, материальную компенсацию морального вреда, а также штраф».

Доказать неправоту туристической компании вполне осуществимо — было бы желание. Но лучше неприятностей избежать в самом начале, еще при планировании отдыха. Виктор Копин советует: «Всем нам памятна реклама: «Внимательно читайте договор!» Так и любая поездка начинается с этого основополагающего документа». Елена Перминова еще рекомендует туристам уточнять непонятные моменты в договоре. Не нужно стесняться своей юридической некомпетентности — туристические фирмы обязаны все разложить по полочкам.

Также важно, какую туристическую компанию вы выберете. Ориентируйтесь на отзывы людей, читайте специализированные форумы. «При этом помните, что положительные отзывы могут быть «нарисованы» самой фирмой», — предостерегает Виктор Копин.

Татьяна Бугай до сих пор не хочет вспоминать свой отдых: «До первого взноса девушки-консультанты были шелковыми. Но как только я проглотила крючок, читайте, заплатила деньги, отношение резко изменилось. На вопросы толком не отвечали, чек во время второго взноса не дали… Мне кажется, надо вернуть лицензирование в этой сфере. А то складывается впечатление, что в иных турфирмах работают случайные прохожие».

Кстати, не всегда и турист прав. «Иногда наши клиенты предъявляют такие претензии, что не знаешь, как на них и реагировать, — владелец туристической компании Александр Заболотин припоминает самые курьезные моменты своей работы. — Например, мужчина пожаловался, что в буклете у нас был желтый песок, а в реальности — больше белый. Часто сетуют на чужих детей, дескать, почему посоветовали отель, где есть дети. Была девушка, которой не нравилось, что дверь открывается в левую сторону. Но чаще подобные жалобы высказываются нам лично. До суда дело не доходит».

Лето набирает обороты, смотрите, чтобы от нынешнего отдыха остались только приятные впечатления.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter