Общественные права и обязанности

Владимир Зиновский: Число субъектов малого бинеса стремительно растет

Само по себе слово «предприниматель» предопределяет активную жизненную позицию людей, занимающихся этой деятельностью. Конечно, становление частного сектора экономики в любой стране происходит не сразу и не вдруг. В Западной Европе бизнес-среда в современном ее виде формировалась десятилетиями. В белорусской коммерческой сфере существует еще немало проблем. Но в последние годы произошло качественное изменение отечественного бизнесмена, который стал думать не только о получении прибыли, но и принимать активное участие в поиске механизмов для более динамичного развития общества. Об этом наш разговор с председателем Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, председателем Национального статистического комитета Владимиром Зиновским (на снимке).

— Владимир Иванович, как вы оцениваете ситуацию в предпринимательском секторе страны? Какие меры предприняты в последнее время государством по развитию малого и среднего бизнеса, повышению его роли в белорусской экономике?

— Следует отметить, что в последнее время наблюдается стремительный рост числа субъектов малого бизнеса. За 2006—2007 гг. количество малых предприятий увеличилось более чем в 1,5 раза и превысило 51 тысячу. Прирост числа индивидуальных предпринимателей составил за этот же период более 11 %. На начало 2008 г. их насчитывалось почти 213 тысяч.

В то же время нельзя не признать, что качественной динамики, отражающей увеличение вклада малого предпринимательства в результаты социально-экономического развития страны, пока не наблюдается. За этот же период доля малых предприятий в ВВП выросла всего на 3,7 %, в производстве товаров и услуг — на 5,3 %. Сегодня на малые предприятия приходится лишь чуть более 8 % ВВП  и около 11 % списочной численности работников. Их удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал также незначителен  — около 11 %. Основная масса малых предприятий по-прежнему сосредоточена в сфере торговли и общественного питания (более 40 %).

Как известно, динамика развития малого бизнеса и отраслевая ориентация деятельности его субъектов во многом определяются условиями их имущественного обеспечения. Не секрет, что абсолютное большинство небольших фирм арендуют помещения для бизнеса. Возможность приобретения их в собственность или строительство новых площадей для начинающего предпринимателя практически нереальна. Однако работа на арендуемой недвижимости чревата существенными затратами для предпринимателя, особенно с учетом того, что ставки арендной платы устанавливаются в евро. Кроме того, действовавшая до недавнего времени практика заключения договоров аренды сроком до одного года  также не стимулировала развития производственного предпринимательства. Очевидно, что подобные условия приемлемы лишь для бизнеса, не требующего фундаментальных вложений, способного без больших потерь менять свое месторасположение. 

Именно поэтому первым шагом на пути формирования привлекательных условий для развития предпринимательства в сфере производства продукции (работ, услуг), и прежде всего в сельской местности, стали меры по совершенствованию его имущественного обеспечения. Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 предусмотрена возможность приобретения на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, объектов неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и расположенного на территории сельских советов, поселков городского типа и городов районного подчинения. При этом немаловажно, что обязательными условиями аукциона являются осуществление покупателем предпринимательской деятельности на приобретенном объекте, создание им дополнительных рабочих мест. Покупателю запрещается продажа или иное отчуждение объекта до выполнения им условий договора купли-продажи.

Кроме того, предусмотрена передача указанного государственного имущества в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц под конкретные инвестиционные проекты на срок их реализации и в соответствии с условиями договора. По истечении срока безвозмездного пользования при выполнении инвестором  условий договора возможна также последующая передача имущества в его собственность.

Существенные меры предприняты и в области совершенствования арендных отношений. Декретом Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 предусмотрено, что договоры аренды, субаренды зданий, сооружений, изолированных помещений заключаются с согласия арендаторов на срок не менее трех лет. При этом указанные договоры не подлежат государственной регистрации и считаются заключенными со дня их подписания сторонами.

Планом первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 г. также предусматриваются конкретные шаги по оптимизации размера арендной платы за недвижимое имущество, предоставляемое предпринимателям прежде всего для осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в поселках городского типа, городах районного подчинения, в сельской местности.

Полагаю, что столь радикальные меры по улучшению имущественного обеспечения предпринимательской деятельности приведут к серьезным структурным изменениям в секторе малого бизнеса, создадут дополнительные возможности эффективной занятости населения и повышения уровня экономического развития регионов.

— Опыт западных стран свидетельствует, что малый производственный бизнес концентрируется, как правило, вокруг крупных предприятий, выполняя для них определенные работы, поставляя отдельные детали и узлы. А как у нас обстоят дела с интеграцией малого предпринимательства в систему сложившихся производственных связей?

— Действительно, в целом ряде стран развитие кооперационного сотрудничества между малыми и крупными предприятиями стало ведущим фактором повышения эффективности производства и обеспечения общего экономического роста. Это открывает новые возможности как для реализации потенциала действующих малых частных предприятий в повышении специализации отдельных производств, осуществления инновационных разработок и так далее, так и для качественного развития крупных предприятий, их быстрой переориентации на постоянно изменяющиеся потребности рынка.

Советом по развитию предпринимательства в 2007 г. в целях обмена опытом в области организации субконтрактных отношений между малыми и крупными предприятиями в различных отраслях экономики, анализа проблем развития и механизмов стимулирования данных процессов был организован специальный семинар. В его работе приняли участие парламентарии, представители органов государственного управления, предпринимательских союзов и ассоциаций, субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, международных организаций. С основными докладами выступили российские и украинские специалисты, имеющие опыт установления и развития субконтрактных отношений и формирования производственных кластеров.

В мае прошлого года Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Владимиром Ильичем Семашко были утверждены мероприятия по развитию производственной кооперации (субконтрактации) между крупными, малыми и средними предприятиями различных форм собственности. Указанный план включает меры, направленные на привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к выполнению государственных заказов; изучение потребностей крупных предприятий в комплектующих изделиях и оценки возможностей организации их изготовления на малых предприятиях; создание инфраструктуры по информационно-консультационному и организационному обеспечению процессов производственной кооперации (субконтрактации).

Планом первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 г. предусмотрена подготовка проекта указа Президента Республики Беларусь по установлению доли малых и средних предприятий в закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Развитие субконтрактации будет стимулировать активизацию частной инициативной деятельности в реальном секторе экономики, долгосрочное инвестирование средств частных компаний в перспективные проекты.

— Что планируется сделать для улучшения финансово-кредитного обеспечения малого предпринимательства? Как, на ваш взгляд, можно повысить доступность банковских кредитов для начинающих предпринимателей?

— В нашей республике сложилась и функционирует система государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, в том числе начинающего. Так, в соответствии с региональными программами государственной поддержки малого предпринимательства в бюджетах областей и г. Минска финансово-кредитная поддержка осуществляется путем финансирования инвестиционных проектов на возвратной и платной основе, частичной компенсации малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, а также расходов по выплате лизинговых платежей.

Однако действующая система нуждается в дальнейшем совершенствовании. Проблема состоит не только в небольших объемах ресурсов, направляемых государством на финансовую поддержку предпринимателей, но и в сложившейся процедуре ее получения. Соответствующее решение принимается заседанием облисполкома и предполагает необходимость предварительного согласования с многочисленными службами (в среднем не менее 10). Это существенно удлиняет сроки получения помощи, особенно субъектами, работающими в малых городах и сельской местности: от  момента обращения за поддержкой до ее получения проходит в среднем от 4 до 6 месяцев.

Мы полагаем, что в условиях ограниченности государственных ресурсов основная ставка в вопросах финансовой поддержки должна делаться не на субсидирование небольшого количества проектов, а на создание более благоприятных условий финансирования для данного сектора в целом. Бюджетные средства должны использоваться не как ведущее средство финансовой поддержки, а как инструмент привлечения в сферу финансирования малого бизнеса внебюджетных средств. Они не должны создавать альтернативу банковской системе, а лишь заполнять на рынке финансовых услуг те ниши, которые по тем или иным причинам не могут быть заполнены банками.

Конкретным шагом в этом направлении станет предусмотренный планом первоочередных мероприятий переход к конкурсной форме размещения заданий по кредитованию проектов банками в рамках государственных программ. Бюджетные средства, предусмотренные программой поддержки предпринимательства, будут размещаться во вклад (депозит) одного или нескольких коммерческих банков, обладающих развитой сетью филиалов, имеющих опыт и положительно зарекомендовавших себя в области кредитования малого бизнеса. Указанные ресурсы будут направляться только на цели кредитования субъектов малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, получивших одобрение облисполкома (Мингорисполкома) и признанных экономически обоснованными.

В результате  появляется заинтересованность коммерческих банков в работе с мелкими клиентами, повышается конкурентоспособность кредитующихся малых предприятий. Несмотря на то, что имеет место финансирование только одобренных государством проектов, оценка их экономической эффективности и мониторинг реализации будут осуществляться специалистами банков, что существенно снижает риски невозврата и потери бюджетных средств.

В целях повышения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам планируется также внедрение  механизма предоставления гарантий Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей по выдаваемым банками кредитам. Это позволит снизить кредитные риски для коммерческих банков и существенно расширить круг потенциальных источников заимствования для малых предприятий.

— Владимир Иванович, в настоящее время Советом по развитию предпринимательства совместно с ПРООН реализуется проект, целями которого является развитие диалога государства и бизнеса, усиление экспертного потенциала предпринимательских союзов. В каких направлениях, на ваш взгляд, должно развиваться взаимодействие государства и делового сообщества на современном этапе?

— Традиционно сложилось, что взаимодействие бизнеса с государством осуществляется, как правило, через систему представительских институтов. Предприниматели выражают свои интересы через союзы либо ассоциации: национальные, отраслевые, территориальные. Так, в Германии Союз объединений работодателей состоит из 47 отраслевых федераций и более 400 региональных объединений. Всего здесь насчитывается более 1000 объединений, охватывающих свыше 80 % рабочей силы.

Союзы предпринимателей оказывают большое влияние на разработку и реализацию экономических программ правительств своих стран. В настоящее время все большее распространение получает также практика передачи им некоторых функций по регулированию экономических процессов. Тем самым государственное вмешательство в определенной мере заменяется механизмами саморегулирования. В результате, используя инструменты государства, союзы расширяют поле деятельности в пользу своих членов, а государство освобождается от исполнения некоторых регулятивных функций. Страны, заинтересованные в последовательном реформировании экономики, в разрешении конфликтов посредством диалога и путем достижения консенсуса, способствуют становлению сильных общественных партнеров. Например, в Германии, Бельгии, Италии ассоциации работодателей пользуются налоговыми льготами, наделяются рядом эксклюзивных прав (например, ремесленная палата ФРГ имеет исключительное право сертификации ремесленников и их обучения). Стимулируется также вхождение предпринимателей в союзы и ассоциации путем делегирования им определенных функций либо через включение участниками ассоциаций сумм членских взносов в состав затрат.

В Беларуси также сложились определенные формы диалога государства и бизнеса, уже доказавшие свою эффективность. Подтверждением тому является деятельность Межведомственной комиссии по поддержке и развитию малого предпринимательства, участие представителей предпринимательских союзов и ассоциаций в составе рабочих групп по подготовке предложений в действующее законодательство или доработке подготовленных проектов нормативных правовых актов. Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь также был создан для обеспечения непосредственного диалога главы государства с представителями бизнеса.

Думаю, в условиях проводимого курса на либерализацию условий хозяйственной деятельности роль предпринимательских союзов как партнеров государства в вопросах формирования благоприятной бизнес-среды, снижения административных барьеров и внедрения механизмов саморегулирования будет возрастать. Поэтому Советом была инициирована подготовка специального законодательного акта, определяющего правовые условия создания и функционирования объединений предпринимателей, их права и обязанности, принципы и формы взаимодействия с органами государственного управления. Данное предложение было поддержано Советом Министров. Министерству экономики поручено обеспечить включение указанного документа в план подготовки законопроектов на 2010 г.

Полагаем, что развитие предпринимательских объединений на национальном, региональном и отраслевом уровнях будет способствовать активизации легальной предпринимательской деятельности, развитию конкуренции и повышению эффективности экономики в целом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter