Образование со знаком качества

400 ярмарок "Здравствуй, школа!" запланировано провести по всей республике в августе.
400 ярмарок "Здравствуй, школа!" запланировано провести по всей республике в августе. Торговать, право же, есть чем: свою продукцию предлагают 9 швейных и 11 обувных предприятий концерна "Беллегпром". Сегодня на прилавках до 20 - 25 моделей обуви и одежды отечественного производства для школьников.

В минувшие выходные Президент Беларуси Александр Лукашенко побывал на столичных школьных ярмарках, ознакомился, как идет торговля товарами к новому учебному году, побеседовал с покупателями - родителями и детьми. Глава государства лично убедился, что дефицита ни на канцелярские принадлежности, ни на обновки для ребят нет. А вот цены на товары школьного ассортимента, по мнению покупателей, могли бы быть ниже. Президент обратил внимание на проблему, которая в свое время уже была в поле зрения правительства, но постепенно отошла на второй план. Речь идет о детском книгоиздании. Александр Лукашенко назвал закупку бумаги для издания детских книг вопросом государственной важности.

Собственно говоря, к вопросам государственной важности можно отнести все, что касается школы. Особенно сейчас. "Очень непросто было готовить к этому учебному году школы, но мы это сделали - с помощью шефов, родителей. 1 сентября все школы республики будут готовы принять детей", - заявил министр образования Василий Стражев на ведомственной коллегии. Погашена отпускная задолженность учителям, нет долгов по зарплате. Все учебники, которые нужны для начала учебы, уже на пути в школы. К 1 сентября планируется ввести в строй свыше 7 новых школьных зданий более чем на 2 тысячи ученических мест.

Уже сегодня ясно, что предстоящий учебный год будет не из легких. Он - последний перед массовым переходом школы на 10-летнее обязательное образование. Не так уж много времени, чтобы доработать новые учебные планы и программы. Нынче в экспериментальном режиме будет апробироваться 8-й год обучения в базовой школе. Министр не скрывает: проблем тут много... Между тем через год 97 тысяч выпускников "началки" придут в 4-й класс базовой школы. А первыми плюсы и минусы завершающегося реформирования уже в новом учебном году испытают на себе 7.000 ребятишек, которые пошли учиться в 7 лет и окончили начальную школу за 3 года. Один плюс, правда, очевиден: у них вплоть до окончания школы будет 5-дневная учебная неделя.

Введение 10-балльной шкалы оценки знаний всячески приветствуется. В продаже появились дневники с таблицами перевода баллов в привычные оценки - чтобы за успеваемостью детишек могли следить даже бабушки и дедушки. Не за горами тот день, когда 10-балльной системой начнут пользоваться во всех учебных заведениях республики. Однако вряд ли это поможет решить одну из самых серьезных проблем - существенно повысить качество знаний школьников. Факт остается фактом: оно уже давненько, как говорится, оставляет желать лучшего, сколько бы ни сетовали на завышенные требования вузовских экзаменаторов. Повышение качества обучения названо задачей номер один для массовой школы на предстоящий учебный год. Буквально с сентября начнет действовать министерский документ, где расписана степень компетентности и ответственности за уровень подготовки учеников - от министра до учителя.

Только через 7 - 8 лет удастся полностью решить вопрос изучения иностранного языка с подготовительного класса. Пока такую возможность имеют лишь 40 процентов малышей. По сравнению с 90-ми годами, когда с первых дней в школе иностранный учили только 12 процентов детей, прогресс несомненный. Что его пока сдерживает? Нехватка учителей. "Иностранцы" - их сегодня готовят не только в университетах, но и в 10 средних специальных учебных заведениях и выпускают в полтора раза больше, чем нужно школе, - находят себе более прибыльную работу.

Одним из впечатляющих итогов прошлого учебного года стало централизованное тестирование. Собственно, не само тестирование (для нас это не ново), а то, что проверить свои знания с помощью машины добровольно решили 34.000 ребят. Результаты тестов по белорусскому и русскому языкам, математике, физике засчитывались как оценка на выпускных экзаменах в школе и на вступительных во всех технических, инженерных вузах. При желании можно было попытаться улучшить результат и сдавать экзамены по старинке. Таким образом, для многих ребят единый экзамен стал реальностью. Однако, по словам министра образования, обязательным он будет не раньше 2007/2008 учебного года. К этому времени предстоит подогнать под единый экзамен учебный процесс в школах и вузах, а также решить вопрос, как быть с выпускниками, которые, скажем, не собираются получать высшее образование и претендуют только на аттестат о среднем.

Кстати, ситуация с теми, кто сознательно выбирает ПТУ, в последние годы складывается довольно странная: при поступлении в училища их все чаще вытесняют более подготовленные сверстники, в том числе абитуриенты, не прошедшие по конкурсу в вуз. Министерство образования попыталось решить проблему, спустив разнарядку об увеличении плана приема в группы, где обучают рабочей профессии, но не дают среднего образования. И что же? Как выясняется, вчерашние школьники, которым учеба не дается, в эти группы отнюдь не рвутся. Может, оно и правильно? При "золотых руках" и знания лишними не будут.

О том, что ребята тянутся к знаниям, говорит и такой факт: если в начале 90-х учебу в 10-м классе продолжали 58 процентов учеников, то сейчас - 62 процента. Углубленная подготовка в школе позволит сократить до 4 лет срок обучения в вузе. Еще одно нововведение затронет средние специальные учебные заведения. Постепенно их будут включать в состав вузов, и у студентов появится возможность выбирать, получать ли привычное среднее специальное образование или высшее, причем всего за 3 года.

Что еще новенького в образовательной сфере? В этом году под эгидой Национального института образования будут проводиться 47 крупных экспериментов. Детей начнут всерьез готовить к школе с 5 лет. Государственный стандарт, по которому с этого учебного года станут работать все детские сады, так и называется - "Готовность к школе". Результатом его внедрения должны стать хорошая адаптация малышей к школьной жизни и успешная учеба.

На снимке: учительница испанского языка СШ ј 114 г. Минска Анна Васильевна Горовая воспитала многих победителей городских и республиканских олимпиад.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter