Чем удивили новые деньги

Обнуленный счет

Как мы учимся жить с деноминацией?
Первое июля в народе окрестили как “день “Д”: в полночь рубль потерял четыре ноля, а к банкнотам добавилась звонкая мелочь. Накануне у граждан были опасения, что в первые дни деноминации у касс будут длинные очереди. Напрасно! Карточки, как и обещали банки, заработали к утру. А получить новые деньги было, скорее, удачей: многие пережили этот день, так и не подержав обнуленную валюту в руках.
 

Фото автора

Мелочь, а интересно


Никакого шока. Первый платеж в день “Д” получился таким же, как и всегда: за бутылку воды отдала 20 000 рублей, 9500 получила в качестве сдачи. У киоскера был первый рабочий день после отпуска:

— Не знаю, когда новые привезут.

Впрочем, мест, где можно было получить новые дензнаки, ранним утром было действительно немного. Например, обменники “Беларусбанка” на железнодорожном вокзале. Также загружены новой валютой были некоторые банкоматы. Мне повезло: первая денежная машина, и у меня в руках две банкноты по 5 рублей.

Со своей “добычей” отправилась в небольшой продуктовый магазин. Счет — 4 рубля 15 копеек. Протягиваю новую банкноту.

— Ой, а у нас пока только старые... — развела руками кассир. Деноминированным рублям продавец не рада: зовет на помощь коллегу.

— Галь, смотри. Пять рублей — это же 50 тысяч, правильно?

Галя кивнула. Напоследок продавщица сверилась с табличкой: все ли верно перевела? Через пару минут я наконец получила сдачу старыми купюрами: 8500 рублей.

Следующую пятирублевку потратила в автобусе: купила два билета у водителя. Купюра ввела его в замешательство. Он показал мне кипу старых банкнот: мол, сдачу только такими. Не проблема: еще полгода рассчитываться можно дензнаками как старого, так и нового образца. Протягиваю купюру, и слышу в ответ:

— А сколько я вам должен?

— 39 тысяч рублей, — подсказываю.

— Хоть ты в школу снова иди! — сетует он, отсчитывая сдачу.

За следующей порцией дензнаков отправляюсь в кассы Национального банка. Здание во дворах, но вычислить его несложно. Еще на подходе встречаю парня лет 15: улыбка до ушей — в ладошке зажата горсть мелочи, которая весело позвякивает при каждом его шаге.

В последующие дни ситуация заметно изменилась. В магазинах кассиры стали привычнее обращаться с новыми деньгами. Деноминированные купюры появились во многих банкоматах. Правда, кое-где встречались ценники лишь с одной ценой — старой, в этом же исчислении озвучивали счет и работники торговли. Суммы в чеках нередко тоже были указаны “многонолевые” — это нормально, перевести кассовое оборудование на режим “рубли.копейки” необходимо до 31 декабря (но, по оценкам Минторга, почти все устройства торговля перенастроит за лето). Порадовало то, что случаев под шумок “подкрутить” ценники практически выявлено не было.


“Срезают” тысячами


В нынешнем тысячелетии деноминаций было не так уж много — чуть более десяти во всем мире. И везде к новым деньгам привыкали не сразу. К примеру, в Румынии, где в 2005 году лей обнулили в 10 тысяч раз, старшее поколение крупные суммы до сих пор называет в миллионах, рассказал 46-летний строитель из Бухареста Самес Ионеску: “Покупки, которые делаешь регулярно — те же продукты питания, одежда и прочее — считаешь, конечно, в новых ценах. Они на виду, к ним привык. А вот крупные суммы, допустим, за машину или за квартиру, можно услышать еще по-старому”.

В 2006 году деноминация была в Азербайджане — в 5000 раз. В 2009 году в таких же масштабах были деноминированы туркменские манаты. Динара Ускович, 30-летняя бухгалтер, тогда жила в Дашогузе: “Перестроиться было довольно сложно, конечно, мы путались и ошибались. Цены торговцы не задирали — им и самим было непросто привыкнуть к новым суммам, с рынков прежние расчеты ушли нескоро”.


Фото Артура ПРУПАСА

Тонкая перенастройка


Большинство торговцев у нас держит при себе табличку, которая помогает сориентироваться в новых деньгах. У обладателей смартфонов есть возможность скачать приложение-деноминатор — оно переводит цены. Появились специализированные магазины, где можно купить копилки и монетницы, в том числе с отделениями для монет различных номиналов (стоит 13—17 рублей). Это особенно удобно на первых порах, пока мы не запомнили цвета и размеры металлических дензнаков.

Волны мошенничества или наплыва фальшивок не произошло (но это не значит, что можно расслабляться). Хотя в интернете и писали о неприятных случаях: к примеру, бабушке одного из пользователей соцсети вместо белорусского рубля в магазине вручили российский (он теперь в 300 раз меньше нашего). Правда, здесь трудно определить: намеренно ли соседский дензнак попал к нам в оборот или кто-то ошибся, а кассир не заметил.

Те, кто опасается фальшивок, могут расплачиваться карточками. Правда, тоже нельзя терять бдительность. Вопрос в запятой: этот знак отделяет рубли от копеек. На днях стояла в очереди у банкомата: мужчина лет 50 завис перед устройством минут на семь. Люди начали поторапливать его, он лишь виновато оглядывался. Не выдержала и подошла — может, нужна помощь?

— Мне нужно 250 тысяч — то есть 25 рублей, но не снимается. Они точно есть на счете, — оправдывался мужчина. Оказалось, все просто: вбивая 25, он запрашивал у системы 0,25 рубля. Не хватило двух нолей, чтобы перескочить запятую.

Еще пример. На четвертый день деноминации забегаю в мини-магазин. Итог — 63 тысячи. С собой карточка с 5,67 “бинов” (то есть 5 рублей 67 копеек) и около 25 тысяч старой наличкой. Предлагаю 5 рублей заплатить карточкой, остальное — бумажными деньгами. Женщина соглашается, вбивает цифры на терминале. На выезжающем чеке — сумма 0,50 BYN:

— Вы выбили мне не 5 рублей, а 50 копеек.

Женщина вглядывается в чек и через пару секунд выносит вердикт:

— У меня ошибки нет: запятая, пять и ноль.

Настаиваю на своем. Вместе смотрим табличку: 5 рублей — 50 000 тысяч. Остается разобраться с запятыми. В какой-то момент кассир, похоже, сдалась вникать во все тонкости и доверила процесс мне. В итоге рассчитываемся верно. Напоследок продавщица благодарит и со вздохом замечает:

— Больше на такое не подпишусь.

Впрочем, это вряд ли: расчеты по карточке принимать все равно нужно. Чтобы  не путаться, достаточно запомнить: до запятой — рубли, после — копейки.


Фото Артура ПРУПАСА

Совет по переводу старых денег в новые дает математик Сергей Чернов: “На мой взгляд, проще всего запомнить, что 1 нынешний рубль — это 10 000 неденоминированных рублей. Все, что меньше рубля — копейки. А дальше так: до 10 рублей — меньше 100 тысяч, до 100 рублей — меньше миллиона и так далее”.

Кандидат психологических наук Наталья Азаренок говорит, что наше восприятие денег весьма индивидуально и на него влияет очень много факторов: “Существует мнение, что на то, как мы тратим деньги, влияет и сам источник происхождения денег, и способ оплаты (наличными или карточкой). С виртуальными деньгами мы расстаемся легче. В такие стрессовые для человека моменты, как деноминация, надо заставлять себя быть рациональным. Чтобы быстрее привыкнуть к новым деньгам, первое время лучше рассчитываться наличными, приучать себя к операциям с ними. По возможности следует ходить в магазин с ограниченной суммой, которую на данный момент вы можете себе позволить потратить и в рамках которой можете сориентироваться в вычислениях”. Эксперт также рекомендует воспользоваться приемом многих кассиров, особенно начинающих — они вербализируют процесс расчета: “Например, часто можно слышать: “Вы мне дали.... Ваша сдача...”. Попробуйте использовать эту модель. Пришли на кассу и проговаривайте свои действия кассиру: “В чеке сумма 69 000, я вам даю 10 рублей новыми деньгами. Это 100 000 на старые...” Вскоре вам не потребуется проговаривать это вслух — все расчеты будете производить в уме”.

Техническая часть “исключительно технического процесса”, похоже, подходит к завершению. Но если перевести машину в рублево-копеечный режим — дело нескольких часов, то перенастройка населения — куда более длительный процесс. И здесь, возможно, стоит действовать решительнее: ведь пока новые банкноты прячутся в кассах, а в ход идут старые дензнаки, переход может занять куда больше времени, чем запланированные полгода.

Новую валюту пока сложно воспринимать с точки зрения не только расчетов, но и расходов. Когда видишь сумму в 10 тысяч раз меньше привычной, кажется, что это очень дешево

Кто запятнал новые деньги?

В интернете тревогу забили еще 1 июля: на некоторых монетах достоинством 2 рубля — пятна. Откуда они могли взяться на новых дензнаках, еще не побывавших в обороте? Нацбанк оперативно дал ответ — все дело в свойствах металлов, из которых изготовлены монеты. Они могут быть подвержены окислению, что, собственно, и произошло — все-таки наши новые деньги были изготовлены в 2008 году и все это время находились на хранении: “В дальнейшем при обработке данные монеты будут изыматься из обращения банковской системой, а выпуск монет с такими проявлениями по возможности осуществляться не будет”. Конечно, эти пятна монетам не страшны — они остаются платежными.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter