Обнадеживающие встречные маршруты

Чтобы развивать трансграничный туризм, нужно как минимум говорить на языке соседа...

Чтобы развивать трансграничный туризм, нужно как минимум говорить на языке соседа. Но первая проблема, с которой сталкиваешься, начиная работать с Литвой, - в Беларуси нет ни одного аттестованного гида-переводчика, который бы говорил по-литовски! Та же история с украинским и латышским языками. Пока еще в сопредельных странах не разучились понимать по-русски. Но что потом? Экскурсионных маршрутов между Беларусью и Литвой может быть много. Однако их никто не прокладывал. Первую попытку сделали общество "Отдых в деревне" и Литовская ассоциация замков и поместий. Они попытались соединить сельскую экзотику и наследие шляхетских усадеб, продумать самые экзотические маршруты.


Встреча белорусских и литовских специалистов для обсуждения перспектив развития трансграничных маршрутов между двумя странами на основе культурного наследия происходила впервые. Местом выбрали деревню Сула в Столбцовском районе. Здесь сохранились остатки дворянской усадьбы. По результатам республиканского конкурса, объявленного Минкультуры на лучший пример охраны недвижимых историко-культурных ценностей, объекту присудили первое место.


То, что еще недавно колхозом использовалось под хозпостройки, теперь отреставрировано и служит гостиницей и рестораном. Внутри отеля благодаря изысканной отделке создана роскошная атмосфера. Стены украшены портретами великих князей и полководцев, фамильными гербами. Литовские гости одними из первых оценили комфорт нового туркомплекса. И уже рассматривают его как один из пунктов на будущем маршруте между двумя странами.


Лорета Марцинкявичене, директор культурного центра Траку Воке, расположенного в бывшей усадьбе Тышкевичей в Вильнюсе (по стилю - почти копия резиденции Умястовских в белорусском Жемыславле), рассказала об увиденном в Суле:


- Чувствуется твердая рука, которая с любовью восстанавливает аутентичный облик поместья. Даже в конюшне стены украшены старинными гравюрами. В Литве старинные здания сохраняют в аутентичном виде. Если осталось старое окно, мы не меняем его на новое. Отличие белорусского подхода в том, что у вас стараются все сделать красиво, но не всегда удается сохранить первоначальные детали. Есть, впрочем, главное, что нас объединяет, - осознание ценности общего культурного наследия.


Прогулявшись по Суле, Регина Жиргулявичене, координатор проектов ассоциации замков и поместий, делится впечатлениями:


- Я увидела пример того, как высокая дворянская культура соединяется с идиллическим сельским пейзажем и современной инфраструктурой. Нам есть чему поучиться у вас, а вам - у нас.


Договариваться с соседями о правилах игры на рынке туруслуг не так уж трудно. Много общего. Другое дело: откуда взять туристов? Своими предложениями делится Дайва Кялпшайте, координатор проектов ассоциации замков и поместий:


- Проехав по Беларуси, я заметила, что у вас осталось много интересных памятников со времен ВКЛ, даже больше, наверное, чем у нас. В ассоциацию замков объединились 100 представителей частных и государственных структур, которые занимаются восстановлением 40 дворцов. Почему бы не подключить к этой работе латышей, белорусов, украинцев, сделать глобальный проект и расширить географию маршрутов - сразу на несколько стран? Тем более что это хороший повод объединить агротуризм, поклонников седой старины и даже экологов. В наших поместьях мы заботимся не только об архитектуре и создаем современную инфраструктуру, но и защищаем окружающую среду. Это привлекает к нам людей с разными интересами.


К литовскому проекту могли бы присоединиться многие усадьбы в Беларуси. Но еще больше нуждаются во вложении капитала и реставрации. Всего 8 поместий находятся в частных руках, хотя подсчитано, что их 1.173 - разной степени сохранности.


Если дворец в Траку Воке - это живой культурный центр, то его "двойник" в Жемыславле скоро станет руиной. И все-таки в Беларуси восстанавливается множество усадеб: Скоки, Жиличи, Ружаны. В Литве тем временем не все так гладко, как кажется со стороны. О проблемах рассказала Гражина Юкнявичене, архитектор-реставратор, совладелец усадьбы Даутарай недалеко от Мажейкяя:


- Многие здания инвесторы покупают за довольно приличные суммы - до 1 миллиона литов (1 евро - 3,45 лита). Однако ошибочно было бы "раздать" поместья всем желающим. Потому что в первую очередь нужно, чтобы владелец предоставил документы о соблюдении всех правил реставрации. Меня эта тема беспокоит, так как в сельском туризме дошло до того, что искажается исконный облик литовской деревни, строятся нетипичные для ее силуэта здания.


Кстати сказать, наше Министерство культуры строго требует от всех собственников дворцов соблюдения проектно-реставрационной документации. И это зачастую отпугивает потенциальных покупателей зданий: нести ответственность за их содержание готов не каждый.


Директор фонда "Страна замков" Александр Варикиш знает, как медленно и качественно вести реставрацию и при этом получать стабильную прибыль:


- В одной из усадеб я не сразу смог восстановить многие старинные элементы интерьера. Пока шел ремонт, ставку сделал на костюмированные шоу на темы прошлого - во дворе. Это привлекает людей, которым интереснее "поиграть", чем поблуждать по пустынным залам.


Идеальное место для апробирования разных идей - фесты. Так, например, знаменитые "Мотальскiя прысмакi" уже вышли за пределы Мотоля. Валерия Клицунова, председатель общества "Отдых в деревне", надеется увидеть в 2013-м на фестивале литовцев:


- В деревне Анупришкес под Тракаем я познакомилась с опытом соседей по возрождению кухни времен ВКЛ. Блюда по старинным рецептам с удовольствием отведают и белорусы.


В общем, туризм может быть разный. Историк Андрей Киштымов напомнил об еще одном забытом маршруте - по воде:


- У историков есть понятие "цивилизационная река". Для индийцев это Ганг, для китайцев Янцзы, для египтян Нил, а у белорусов и литовцев один на двоих Неман. Несколько лет назад уже был опыт совместной экспедиции "Нёман - Нямунас". Но регулярные туры не пойдут до тех пор, пока не появится водный пограничный переход. Сейчас пересечь государственный рубеж на этом участке невозможно, впрочем, как и на других реках - Двине, Днепре. А водный туризм - один из лучших способов познания стран. В перспективе нужно думать о возобновлении и установлении транспортного сообщения по рекам также с Украиной, Россией, Латвией, Польшей.


Общие белорусско-литовские проблемы и проекты выходят далеко за пределы только двух стран. На территории нашего государства завязываются многие трансъевропейские маршруты. Так что - нам и карты в руки. Есть хороший шанс стать лидером в восточноевропейском туризме. А соседи помогут - ведь это и в их интересах.


Цифра "СБ"


Столько туристических маршрутов проложено по Беларуси:


2008 год - 641

2009 год - 891

2011 год - 1.024


Прямая речь


Марина Масташова, консультант департамента по туризму Министерства спорта и туризма:


- Используя потенциал прошлого, легко идти в будущее, прокладывать новые маршруты по историческим достопримечательностям. Вот только если белорусы хорошо знают не только Вильнюс, но и Каунас, Клайпеду, Друскининкай, то, к сожалению, литовских гостей в нашей стране пока не так много, как хотелось бы. Есть и нерешенные вопросы. В Беларуси пока нет закона, который бы ограничивал работу иностранных гидов на нашей территории. Поэтому к нам литовцы приезжают со своими гидами. Тем временем нашим не разрешено работать в Литве. Это, в принципе, нормальная мировая практика. Допустим, в автобусе белорусский экскурсовод может что-то говорить, но когда группа туристов сходит "на берег", например, в Тракае, то нужно нанимать местного специалиста. Таким образом страна защищает свой рынок труда и гарантирует идеологическую безопасность - в изложении исторических фактов и в политических взглядах может быть большая разница. Учесть опыт соседей стоит и нам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter