Воры-гастролеры вынудили сельчан изменить свои привычки

Обида из бабушкиного сундука

В прошлом году сотрудники милиции Брестчины зафиксировали тревожную тенденцию: сельская преступность в регионе выросла на 14%. Главный бич — кражи. Их количество увеличилось почти на четверть. Удалось ли изменить ситуацию и что можно противопоставить злоумышленникам, жертвами которых зачастую становятся беспомощные старики? Ответы на эти вопросы искал корреспондент «Р».


У Марии ЛУКАШУК украли все сбережения — 5 тысяч долларов и 5 тысяч рублей

Мария Афанасьевна Лукашук из деревни Бельск Кобринского района встречает меня у калитки. Пристально изучает, смотрит недоверчиво. Ее настороженность легко объяснима: недавно у 83-летней бабушки украли 5 тысяч долларов и 5  тысяч рублей. События того сентябрьского дня она до сих пор вспоминает, едва сдерживая слезы: 

— Я бульбу копала за сараем. Дом на замок не закрыла. Вижу, огородами бегут две женщины. Подумала, гонится за ними кто-то. Или они кого-то догоняют. Особого значения не придала — бегут и бегут. Уже вечером вернулась домой, легла спать. А утром заметила, что из двери кладовки вырван железный штырь, на котором держался замок. Я в сундук, а там — пусто. Ни копейки. Детей у нас нет… Мы с мужем эти деньги на смерть собирали. А они все забрали.

Бабушка уголком платка вытирает глаза. Рассказывает, что всю жизнь добросовестно работала. От зари до зари. Передовик, активистка. Четыре раза становилась депутатом сельсовета, награждена орденом Ленина…

— Я сроду не была ни в суде, ни в милиции, что делать в такой ситуации — не знаю. Побежала к племяннику, он вызвал милицию. Сразу приехали две машины. Потом еще одна из самого Бреста. 12 человек! Долго тут все изучали, рассматривали. С соседями говорили. Потом еще какие-то люди приезжали... Как я пережила эти дни — не знаю. Не ела, не спала. Все из рук валилось. Думала, не найдут тех злодеев...

Через два дня Марию Афанасьевну обрадовали: женщин, совершивших преступление, задержали в Гомельской области. В содеянном призналась 40-летняя жительница Калинковичей. Меру наказания определит суд. 

— Теперь дверь, наверное, постоянно закрываете на замок? — интересуюсь.

— А незачем уже закрывать. Как только вернули деньги, я их тут же отнесла в банк. Следователи посоветовали. Так и надежнее, и спокойнее. 

Николай Пилипук — сосед Марии Афанасьевны — произошедшим крайне возмущен. Говорит, прежде в Бельске из домов не воровали:

— Мы ведь двери на замок даже не закрывали. Зачем? Люди у нас хорошие, чужого не возьмут. Мы сразу подумали, что гастролеры деньги украли. Иногда по деревне ездят посторонние. Одеяла продают, платки, постельные принадлежности. Теперь надо осмотрительнее быть. Время такое… 

Председатель местного сельисполкома Валентин Скакун отмечает: криминальная обстановка здесь спокойная. В этом огромная заслуга участкового Вадима Рачко. Из 11 преступлений, совершенных на территории сельсовета в нынешнем году, удалось раскрыть девять:

— Думаю, сельская преступность была бы ниже, если бы у людей была хорошая работа и зарплата. Дела у нашего сельхозпредприятия идут ни шатко ни валко. За два с половиной года сменилось три председателя. Да и контингент, сами понимаете, разный. Возвращаются некоторые из ЛТП или из мест не столь отдаленных, устраиваются в СПК, деньги получат — и снова за старое. Пытаешься с ними беседовать, что-то объяснить, донести. Вроде и слушают, но не слышат.

Дом Марии Лукашук в деревне Бельск.

Зачастую жертвами преступников становятся старики. Злоумышленники представляются работниками сельисполкомов, медиками, сотрудниками социальных и коммунальных служб. Недавно лжемедики украли у пожилой пары из деревни Стахово Столинского района семь тысяч долларов. Сработали профессионально — пока две визитерши проводили «медосмотр» пенсионерки и давали ей рекомендации по уходу за больными ногами, третья успела найти и вынести крупную сумму денег. Подобные примеры можно приводить десятками. Увы, найти преступников удается далеко не всегда. 

Оперуполномоченный отдела уголовного розыска Кобринского РОВД Владимир Дехтерук специализируется на раскрытии именно краж из жилищ. Он участвовал в расследовании дела о пропаже денег у пенсионеров из деревни Бельск:

— При раскрытии краж самое главное и ценное — это время. Если удается выйти на злоумышленников по горячим следам, то с большой долей вероятности можно говорить о том, что они будут задержаны. Если в первые дни после совершения преступления этого сделать не удается, то кража, как правило, останется нераскрытой. 

Начальник отдела охраны правопорядка и профилактики Кобринского РОВД Алексей Гузнов криминогенную обстановку на селе характеризует емкой фразой Карамзина: «Воруют». Правда, количество краж в Кобринском районе за год снизилось с 86 до 49:

— В прошлом году действительно было какое-то обострение. Теперь ситуация меняется к лучшему. Если за девять месяцев 2015-го на селе было совершено 194 преступления, то в этом несколько меньше — 171. Особое внимание мы уделяем именно профилактике краж. Создаем рабочие группы, которые отрабатывают каждый населенный пункт. Сотрудники милиции заходят в каждый дом, призывают людей быть внимательными и бдительными. Прежде всего — следить за своим имуществом. Ну и сообщать участковому, если заметили в деревне подозрительных посторонних людей.

По мнению Алексея Анатольевича, снизить уровень преступности помогут изменения, предусмотренные проектом указа об обороте алкоголя, а именно запрет на продажу спиртных напитков с 22.00 до 9.00:

— В нашем городе круглосуточно работали два магазина. Они постоянно фигурировали в криминальных сводках. Изменился режим работы торговых объектов — и проблема решилась сама собой. Теперь алкоголь продается только на заправках, но мы надеемся, что в ночное время его реализацию все же запретят. Ведь на АЗС за спиртным едут буквально со всего района. Некоторые водители садятся за руль в нетрезвом виде. Разумеется, это создает угрозу безопасности дорожного движения. Как и велосипедисты, которые ночью ездят по оживленной трассе. 

Заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД Брестского облисполкома Алексей Леванович приводит неутешительную статистику: около трети всех преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому ограничение продажи алкоголя в ночное время он поддерживает безоговорочно: 

— Запрет на реализацию спиртного с десяти вечера до девяти утра — эффективная и нужная мера. Во многих цивилизованных странах ночью алкогольные напитки не продаются. И это неспроста. Зачем нам изобретать велосипед?

За 9 месяцев этого года количество преступлений, совершенных на селе, в Брестской области снизилось на 11 процентов. Краж стало меньше на 15 процентов, хулиганств — на 26, грабежей и разбоев — на 16. Алексей Владимирович отмечает, что это результат целенаправленной работы:

— Если треть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, значит, нужно эффективнее работать с теми, кто злоупотребляет спиртным. Проводим профилактические мероприятия, подключаем к этой работе сельсоветы и сельхозпредприятия. Если нужно — отправляем на лечение. Почти половина преступлений совершается безработными, треть — рецидивистами. Стараемся точечно работать и с этими категориями граждан. 

На кражи приходится почти половина преступлений, совершенных в сельской местности, — 47 процентов. Чаще всего воруют велосипеды. Из незапертого сарая, оставленные у магазина, школы, фермы. Как правило, владельцы не утруждают себя тем, чтобы пристегнуть велосипед хотя бы к ближайшему забору, если специальной стоянки нет. Да и во дворе дома оставляют нередко. Такую добычу и высматривают злоумышленники.

— Сельчане, особенно старики, — люди доверчивые, — продолжает Алексей Леванович. — Они не привыкли закрывать каждую дверь на замок, прятать подальше от чужих глаз свое имущество. С одной стороны, это хорошо, и такие устои, доверительные отношения нужно поощрять. Но время все же изменилось. То, что больше половины краж преступники осуществили свободным доступом, говорит само за себя.

К работе по профилактике краж подключают фельдшеров, почтальонов, сотрудников сельисполкомов. Они напоминают сельчанам, что преступление легче предотвратить, чем потом расследовать. Да и вернуть украденную вещь удается далеко не всегда — со сбытом у злоумышленников проблем не возникает. Например, в прошлом году УВД Брестского облисполкома совместно с общественным движением «За вело-Брест» провело эксперимент по продаже ворованного велосипеда. Причем статист, игравший роль продавца, открыто говорил людям, что велосипед он украл, поэтому и отдает по дешевке. В итоге десятки повстречавшихся брестчан просто отошли в сторону от греха подальше, но покупатель все-таки нашелся. О том, что в центре города продается краденый велосипед, никто из прохожих в милицию не сообщил…

p.losich@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter