Об алмазах и булыжниках

Что говорили великие о школе
Что говорили великие о школе

Поскольку «мы все учились понемногу», практически у каждого литератора можно найти высказывания о школе. Вот только в большинстве своем отзывы великих весьма нелестны. Ведь школа, на взгляд большинства талантов, место, где шлифуют булыжники и губят алмазы. Еще Овидий увековечил «посвистывание розог и скулеж мальчика, готовящегося стать поэтом». Список гениев, которые в школе слыли тупицами, внушает чуть ли не мистическое уважение. Мы найдем там и Оноре де Бальзака, исписывавшего на уроках тетрадки литературными фантазиями, орфографических ошибок в коих было больше, чем маку в булочке из школьного буфета. И Нильса Бора, который не мог запомнить таблицу умножения и тугодумием внушил сомнение в своей нормальности. «У самородка все от Бога и ничего от среднего учебного заведения», — утверждал писатель начала ХХ века Дон Аминадо. «Школа готовит нас к жизни в мире, который не существует», — почти грустно высказался Альбер Камю. «Образование — вещь превосходная, но хорошо бы иногда помнить, что ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя», — манерничал Оскар Уайльд, который, кстати, тоже отличником не был, сосредоточившись на том, чтобы поражать воображение соучеников изысканными манерами и постоянным ношением школьного цилиндрика. В отношении элегантности Оскар был исключением... «Ваш мальчик не овладеет как следует дурными привычками, если вы не пошлете его в хорошую школу», — предупреждал Гектор Хью Манро. Впрочем, с этим, наверное, стоит примириться, вспомнив высказывание античного Лукиана из Самосаты: «Кормилицы говорят о своих питомцах, что надо их послать в школу: если они и не смогут научиться там чему–нибудь доброму, то, во всяком случае, находясь в школе, не будут делать ничего плохого». Увы, согласно закону Фроста: «Пытливый мальчишеский ум начинает работать, едва мальчишка проснется, и работает до тех пор, пока не начнется первый урок». Как эмоционально воскликнула Мария Кюри–Склодовская: «Иной раз у меня создается впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы». Хотя они явно не столь суровы, как те древнегреческие, ученики коих, выводя стилом на восковых табличках строки Гомера, в конце каждого абзаца должны были добавлять фразу: «Будь прилежен, о мальчик, чтобы тебя не выпороли». Но прилежание не равнозначно таланту. Ведь как утверждал Альберт Эйнштейн: «Все с детства знают, что то–то и то–то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он–то и делает открытия». Что ж, не у всех учителей были такие ученики, как Франческо Петрарка, воздыхающие: «Одна услада в жизни — учиться». Впрочем, английский философ XVII века Джон Локк утверждал, что мы проходим 5 школ: вначале — школу младенчества, или материнскую, с 6 до 16 лет — школу детства, потом — нравственности и добродетели. Затем — школу зрелости, в которой находим свой стиль жизни. И наконец — школу старости, где готовимся с радостью перейти в мир иной, который Локк называет академией...

А вот становление белорусской школы — это история подвигов и трагизма... Помните, как плачевно закончилось существование деревенской приходской школы, в которой учился поэт XIX века Павлюк Багрим? Ее закрыли, а юного Багрима, которого по таланту сравнивали с Бернсом, отдали в солдаты... «Бывай жа, школа любая, мае ўсе вёсны,/ Бывай, званок, што нас у класы зваў./ Ты ўсiм нам слых ласкаў...» — писал в начале XIX века в стихотворении «Развiтанне з Наваградкам» Ян Чечот. Правда, продолжение насчет звонка было не совсем примерным: «Ды быў такi нязносны, / Як ад дзяўчат, ад волi адрываў»... В качестве учителей подвизались и Евфросиния Полоцкая, и Симеон Полоцкий. И Винцент Дунин–Марцинкевич, которому специальным указом запретили обучать крестьянских детей. И Франтишек Богушевич... Но, наверное, самый известный учитель в истории белорусской литературы — Якуб Колас. Он окончил учительскую семинарию, а за организацию съезда учителей даже сидел в минском Пищаловском замке. Лучшие наши писатели составляли для школы буквари и «Чытанкi». Ну а что школа школе рознь – ясно. Результат учения все равно будет подведен много позже, поскольку, согласно тому же Эйнштейну, образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter