Оазис доброты

Деревенские, высыпав на улицу, шептались: "Наконец-то, давно пора".
Деревенские, высыпав на улицу, шептались: "Наконец-то, давно пора". Старый пес, единственная и вечно голодная живность в упадочном Нюркином хозяйстве, захлебывался лаем. Во дворе столпились милиционеры, председатель сельсовета, учителя и просто зеваки. Зрелище-то какое для деревни: у Нюрки "изымали" детей! Всех пятерых. Облик их матери заставил окружающих содрогнуться. В комнате, среди кучи тряпья и рваных матрасов, сидело всклокоченное пьяное существо без возраста и кричало: "Забирайте, я вам еще нарожаю!"

Ребятишек потом долго лечили от истощения, выводили вшей, приучали пользоваться ложкой, не бояться взрослых и не прятаться от них. Впрочем, ребятам повезло: вскоре их определили в приемную семью. Теперь картинки из прошлой жизни являются им только во сне. О взъерошенной пьяной женщине они не вспоминают. Она же первое время пыталась прислушиваться к советам психологов из Рогачевского социально-педагогического центра помощи семье и детям. Но потом опять потянулась к рюмке.

Как утверждает директор центра Галина Фоменок, реально помочь можно только тому, кто ждет этой помощи. И таких немало среди тех, кто сюда обращался. До сих пор в центр заходит парнишка, которому когда-то здесь помогли. У него в переходном возрасте начались "болезни роста": пытаясь обратить на себя внимание родителей, занятых воспитанием младшей сестры, начал подворовывать, уходить из дома, забросил школу. За помощью в центр обратилась его мать. Поработать с парнишкой пришлось немало. И теперь вчерашний воришка и "бегунок" - студент, гордость родителей.

Рогачевский социально-педагогический центр работает уже 3 года. Он организован в рамках президентской программы "Дети Беларуси". Здесь неплохая компьютерная база, много игрушек. Для многих рогачевских ребят он стал оазисом доброты и спокойствия, настоящим домом, где согреваются сердца. Здесь всегда поймут и помогут. Нередко при неладах в семье помощь в центре начинают искать именно дети, которые потом приводят родителей.

- Работа центра помощи семье в маленьком городе имеет свои особенности, - говорит Галина Фоменок. - С одной стороны, все как на ладони, видно, кто чем живет, как складываются в семье взаимоотношения. А с другой стороны, люди убеждены, что семейные проблемы - их личное дело, сор из избы выносить нельзя. Многие семьи, нуждающиеся в психологической помощи, боятся к нам обращаться: что подумают соседи, коллеги по работе? Не обращаются за помощью и маргинальные семьи. Да и как можно заставить мать любить своих детей, если они ей не нужны? И уж чего никогда, наверное, нам, взрослым, не понять, так это детское сердце. По любой матери ребенок все равно скучает, ждет ее, любит. Ребята в детском доме, чуть подрастают, начинают своих непутевых родителей подкармливать: собирают для них в узелок печенье, конфеты с казенного стола...

По данным последней переписи населения, в Рогачевском районе проживает более 10 тысяч семей, в которых воспитывается около 15 тысяч детей. Треть из этих семей "больны" социальными недугами: пьющие, лишенные родительских прав родители...

- Но даже в семьях, которые не относятся к проблемным, есть немало сложностей, - продолжает Галина Андреевна. - У нас в центре только один психолог-мужчина, и вы бы видели, как к нему тянутся мальчишки. Им не хватает дома мужского внимания. Даже если отец положительный, непьющий, чаще всего он озабочен тем, как обеспечить семью, а детям время уделяется по остаточному принципу. Когда же мы пытаемся пригласить такую семью в центр для разговора, приходят единицы. Почему-то к психологической помощи относятся настороженно.

Но появились и хорошие новости.

В Рогачевском районе уже 4 приемные семьи: 2 в городе и 2 в деревне. На воспитание они взяли сразу по трое-четверо ребятишек. В центре для таких семей разработали специальную "Программу психологической поддержки приемным семьям", постоянно патронируют их, всегда рады видеть эти семьи у себя, согреть их своим вниманием.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter