О конкурсах в гимназии

О звездном билете

Термин «гимназия» автоматически выигрывает на фоне «средней школы». Но если серьезно, так ли велика разница?
В гимназиях ажиотаж. Пока выпускники начальной школы сдавали вступительные экзамены, родители будущих первоклашек, от Минска до Гродно, выстаивают многочасовые очереди лишь бы записать свое чадо в гимназисты. Оно вроде как понятно и логично: ну кто не хочет лучшего образования для своего ребенка?! Да и термин «гимназия» автоматически выигрывает на фоне «средней школы», цель которой, как в старой шутке, — средний ученик. Но если серьезно, так ли велика разница?



Возьмем, к примеру, начальную школу. Будь ты учеником столичной гимназии или провинциальной девятилетки (кстати, различия в учебной программе придется еще сильно поискать), на твоем пути в 5–й гимназический класс встают экзамены — диктанты по языкам и контрольная по математике. Тут и начинаются истории детских разочарований. Кто–то переволновался, кто–то от страха недослушал задание. Результат? Недобрал и не поступил. Например, в прошлом году из 15 тысяч претендентов гимназистами так и не стали более 3,3 тысячи. С одной стороны, конкуренция. С другой — стрессовое испытание для психики в 10 лет! Но детей–то куда больше беспокоит другое: в случае неудачи не исключен вариант, что придется сменить школу и распрощаться с друзьями. Это ведь с возрастом учебное заведение превращается в место, где исключительно задают домашние задания и выставляют оценки. В детстве, вспомните себя, школа была лишь во вторую очередь храмом знаний. А главная причина, почему малыши спешили, спешат и будут спешить на уроки, — общение в среде сверстников. Учеба? Помните, как говорил герой «Денискиных рассказов»: «А теперь идите — учитесь хорошо!» — И мы пошли учиться. Но я сидел и плохо учился».

Не слишком–то разнятся школы и гимназии и для 5 — 9–х классов. Точнее, учебные планы различаются только по двум предметам — математике и иностранному языку. Более того, даже профили, о возвращении которых говорят сегодня на каждом углу, и в средних школах, и в гимназиях начнутся лишь в 10 — 11–х классах. И заметьте: учебные программы по профильным предметам, обещают в Минобразования, везде будут одинаковые! Так стоит ли игра свеч? Вернее, многочасовых очередей, растраченных нервов и денег?

Не подумайте, что я умаляю престиж и достоинства гимназий. Но, по моему скромному мнению, последнее слово в вопросе знания предмета и любви к нему — далеко не за статусом учебного заведения, а за учителем, его личностью. Например, мне и моим одноклассникам посчастливилось учиться в обычной школе на окраине районного центра. С одними предметами дела были лучше, с другими — хуже. И все — от результатов тестирования до мест на олимпиадах — зависело от мастерства наших педагогов. Конечно, без усердия ученика и его интереса к предмету тоже никак. Но чтобы привлечь внимание к белорусскому языку, математике или химии, согласитесь, должен быть тот, кто покажет их с привлекательного ракурса. Скажем, в Минске математикой славится гимназия № 41 им. В.Х.Серебряного, и опять–таки благодаря ярким педагогам вроде Бориса Комракова или Леонида Лавриновича. Да и само учебное заведение названо в честь работавшего здесь учителя математики. Но не менее престижна и обычная средняя школа № 19. Свою роль в этом играет заслуженный учитель Александр Фельдман. А сколько таких имен по всей стране — в биологии, химии, физике или русской литературе?!

Вот об этом самом личностном факторе у нас как–то думают мимолетно, а то и вовсе забывают. Тем временем многочисленные нововведения и реформы все чаще создают иллюзию, что поступление в гимназию автоматически станет звездным билетом, гарантируя блестящие знания и успешную карьеру. Этаким пропуском в светлое будущее. Наверное, поэтому и в следующем году, и через пять лет родители все так же будут едва ли не с вечера «забивать» своим детям место в гимназии. А лет через 10 подросшее нынешнее поколение школяров, увидевшее ситуацию изнутри, возможно, станет относиться ко всему и разумнее, и проще.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 110 (24740). Пятница, 12 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter