О пользе скромности

В 1937 году в Москву приехал Лион Фейхтвангер, знаменитый романист и стреляный воробей.
В 1937 году в Москву приехал Лион Фейхтвангер, знаменитый романист и стреляный воробей. В той летней Москве, затаившейся от страха перед "ежовыми рукавицами", его поразило обилие портретов, плакатов и панно, изображавших Иосифа Виссарионовича. И когда писателя привели в Кремль, он спросил у Сталина, как понимать этот феномен? Сталин добродушно улыбнулся и сказал, что он не обращает внимания на всякую ерунду, да и вообще впервые слышит. Но обязательно примет меры к "чересчур угодливым товарищам". Фейхтвангера тронула подкупающая скромность вождя, и, вернувшись в Париж, он очень тепло написал об этом.

Литературно-политический анекдот ушедшей эпохи припомнился вчера, когда взволнованная российская журналистка спросила В.Путина, хорошо ли, что его рисуют даже на яйцах? Надо полагать, журналистка имела в виду пасхальные. Во всяком случае, Владимир Владимирович Путин скромно отмежевался от увековечения его в книгах, песнях и стихах, но задумчиво заметил, что все это идет от "традиции", которую не ему, как говорится, ломать... Надо думать, что это проявление конкретной скромности найдет достойное отражение в душах и произведениях российских публицистов. Сегодня они без ума от каждого высказывания своего Президента. Даже тогда, когда Владимир Владимирович излагает мысли, мягко говоря, далекие от демократии, не в том смысле, как ее понимает, к примеру, Владимир Вольфович, а как понимал, скажем, Герцен - Искандер. Это касается, в частности, некоторых подходов к будущему союза.

Совершенно понятно, что создать Союз, который целиком и полностью устраивал бы всех, дело чрезвычайно сложное, потому что и Евросоюз создавался не один десяток лет. Но следует исходить из того, что два обстоятельства не должны вызывать сомнений. Это равноправие стран и сохранение суверенитета. Все остальные вопросы - экономические, политические, социальные - в данном случае, несмотря на их важность, вторичны. Поэтому когда Владимир Владимирович в очередной раз подчеркивает, что экономика Беларуси составляет 3% от экономики России, то создается впечатление чрезмерного прагматизма, сверхрыночного подхода к очень деликатной и многоплановой проблеме. Речь ведь идет не о сделке двух концернов, не о торгах, когда определяющими становятся текущие суммы и предстоящие дивиденды. Минск, насколько помнится, никогда не ставил вопрос о "едином" государстве, где, естественно, Беларуси уготована судьба российского региона. Наши идеи как раз и заключались в том, чтобы на основе теснейшей экономической интеграции страна тем не менее не потеряла политической самостоятельности. Задача эта, конечно, не из легких, она предполагает решение многих внутренних сложностей и даже противоречий, ее нельзя упрощать, но усложнять, как это делает Владимир Владимирович, тоже вряд ли правильно... Евросоюз объединяет страны и крупные, и крошечные. Однако там предусмотрены механизмы, которые позволяют португальцам не чувствовать себя вассалами Германии и европейскими квартирантами. Почему же вдруг в Кремле появился столь пессимистический взгляд на перспективы союза? Не потому ли, что сегодня в Москве, с ее декларируемой скромностью, понятие "консолидированное мнение" приобретает откровенно утилитарный характер.

Минские политики, как левые, так и правые, в своих первых комментариях пресс-конференции В.В.Путина практически единодушны: оценки перспектив союза выглядят несколько ультимативно. В интервью "Интерфаксу" депутат парламента В.Новосяд отметил, что известные заявления "противоречат Конституции и Декларации о суверенитете Беларуси". "Мы должны интегрировать наши экономические отношения, взаимодействовать на международной арене и вместе идти в Европу, но на основе территориальной целостности и суверенитета каждой из стран". Это замечание В.Новосяда в принципе характерно, как мне кажется, для ощущения многих политологов, которые, несомненно, продолжат комментировать пресс-конференцию. Здесь можно ожидать весьма разнообразных подходов. Одни не пройдут мимо слов В.Путина, заявившего, что у него "нет никаких разногласий с А.Лукашенко", другие получат возможность убедиться в последовательности действий Президента Беларуси по сохранению суверенитета страны, третьи наверняка акцентируют внимание на словах Путина: "Мы должны действовать, исходя из реалий сегодняшнего дня"...

Эти загадочные "реалии" каждый из нас может понимать по-своему. Что касается лидеров Беларуси и России, то они, как известно, условились о встрече, где, несомненно, состоится весьма обстоятельный и очень принципиальный разговор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter