О пользе добровольного чтения

В редакцию пришло письмо, в котором молодая жена сотрудника одного из районных отделов милиции пожаловалась, что ее мужа "административно подписали на газету "Советская Белоруссия".
В редакцию пришло письмо, в котором молодая жена сотрудника одного из районных отделов милиции пожаловалась, что ее мужа "административно подписали на газету "Советская Белоруссия". "А я, - пишет жена, - вообще не хочу читать газеты. Ни эту, ни другие..."

Редакцию, прямо скажем, впечатлил этот факт, и мы решили проверить письмо. Потому что за этим частным случаем прячется одна немаловажная проблема. Время от времени в разных маленьких газетах в наш адрес пускаются "шпильки": "Дескать, знаем, знаем, как "растет" тираж "СБ". Целыми колхозами-совхозами подписывают, заводами-фабриками, городами-селами. А кто не подпишется, тому отключают газ..."

Понятно, что все эти "шпильки" - суть мелкая зависть. Тираж "СБ" растет, причем безо всяких кавычек, по одной-единственной и очень незамысловатой причине - нам доверяет читатель. Вот и итоги последней подписки говорят об этом. Наш подписной (без розницы) тираж составляет 346 тысяч экземпляров. Чтобы яснее представить на просторах нашего информационного поля "масштаб" этой цифры, можно прибегнуть к очень простому сравнению. Тираж всех (!) издающихся в Минске газет - государственных и частных, ежедневных и еженедельных, - даже если их сложить вместе, будет поменьше ежедневного тиража "СБ".

Вот такая получается картина! Но говорится об этом не для того, чтобы "погордиться", а исключительно в информационно-просветительских целях. Для любителей статистики. Но "дискуссия" на этом вряд ли ограничится. Завистники - народ твердый, на своем стояли и стоять будут.

"Зато у вас цена мизерная, - достает из штанов весомый, как ему кажется, аргумент очередной "аналитик", - поэтому вас покупают..."

Ответим: "Посмотрите, почтенный, на цены других газет. Они, что, сильно разнятся?"

Тогда "аналитик" блеснет еще более глубокой эрудицией: "Все дело в низких почтовых тарифах для государственных газет и высоких - для частных..."

Здесь, друзья, вопрос серьезный. И в нем нужно разбираться, а не просто брызгать слюной. Во-первых, читатель, поскольку это не его проблема, о таких "закулисных" тонкостях вообще не имеет понятия и руководствуется при выборе газеты не "тарифами", а содержанием, а во-вторых, "Белпочта" только по итогам последней подписной кампании высчитала из подписных денег "СБ" 100 (!) миллионов рублей. За доставку! Вот что значит монополист, не видящий никакой разницы между статусом учредителей и формой собственности газет. И что тут поделаешь? Но все, кто действительно мало-мальски разбирается в "экономике", могут понять, единовременное изъятие из оборота 100 млн. рублей - гигантская проблема для "СБ". У других газет тоже подобные проблемы? Значит, их нужно решать на государственном уровне, большие надежды здесь на вновь созданное Министерство информации. Впрочем, поскольку альтернативы "Белпочте" не предвидится, то перспектива связывается с повышением цены, т.е., на словах заботясь о кошельке читателей, издатели белорусских СМИ вынуждены будут решать свои проблемы за счет повышения цен. Такова проза жизни.

Но это все, как говорится, к слову.

Вернемся к истории с подписным "нажимом". Наша позиция здесь очень проста: человек сам должен решать, на какую газету из каталога "Белпочты" ему стоит подписаться. Навязывать свое мнение не собираемся и на пресловутый "административный ресурс" надежд не возлагаем. Вот почему корреспондент получил задание проверить указанные в письме факты.

Прежде всего мы попытались встретиться с автором письма. Первое огорчение: оказалось, "молодой жены" нет - анонимка. Явление, скажем прямо, не очень-то приятное. И откуда сегодня эта боязнь, почему никак не исчезнет отвратительное "совковое" явление, миллион раз высмеянное, морально заклейменное, но тем не менее удивительно живучее? Зачем юлить и прятаться? Ну кто, спрашивается, станет учинять следствие по письму, кто кого будет преследовать? Живет, однако, в людях страх, и это - очень серьезная нравственная проблема, заслуживающая отдельного разговора.

Не найдя автора, мы решили направиться в один из "среднестатистических" райотделов милиции и выяснить, как там проходит подписка на "СБ" и другие газеты.

...Молодой, четкий, уверенный в себе майор Н., замначальника отдела по кадрам, а стало быть, и главный воспитатель "личного состава" внимательно выслушал причину моего приезда и мой горячий монолог о том, что "президентская газета считает своим основным достоинством демократичность в деле проведения подписки", что "каждый человек имеет право решать, какое издание он намерен "пригласить" в свой дом".

Я рассказала майору, что наша газета очень серьезно готовится к каждой подписной кампании - их в году четыре. Мы проводим по всей стране десятки встреч с читателями, приглашаем на них районных и областных руководителей. Проводим активные рекламные кампании, в том числе на ТВ и радио, привлекаем подписчиков лотереями и т.д. Но самое главное, конечно, по мере сил совершенствуем газету, приглашая при этом читателей к соавторству.

Я закончила излагать принципы газеты, и слово взял мой собеседник.

Он, заместитель начальника РОВД по кадрам, как и положено, отвечает за профессиональный и моральный уровень подчиненных сержантов и офицеров. На нем лежит ответственность за воспитание пришедших на службу в милицию людей. А это сегодня - актуальный вопрос, поскольку у граждан, как известно, есть к милиции много претензий. В моем присутствии в кабинет пришел устраиваться на работу молодой человек, выпускник ПТУ, только что отслуживший срочную службу. Парень, прямо скажем, не блистал ни эрудицией, ни знанием жизни... И после его ухода замначальника задал мне риторический вопрос: стоит ли готовить этого парня к современной службе или считать, что для роли "унтера Пришибеева" сгодится и такой? Он ведь будет олицетворять власть, к нему как к авторитету по самым разным вопросам будут обращаться люди. Он должен будет принимать сложнейшие решения, а какой у него для всего этого интеллектуальный багаж? Не станет ли он персонажем для очередного анекдота о "ментах"? Майор вздохнул: раньше в отделах существовал институт политинформаций, тематических собраний, политдней. Сейчас всего этого нет. Демократия...

И майор делает неожиданный вывод: "Такая большая и разнообразная по тематике газета, как "СБ", в доме милиционера, если хотите, и есть воспитатель, полпред идей государственной политики. А еще источник информации. Почитает ее наш сержант либо лейтенант и будет более свободно ориентироваться в событиях. Или не так?"

Мне трудно что-то возразить. Хотя мы выпускаем "СБ" не в расчете на жаждущих повышения своего уровня сержантов милиции (для этого есть ведомственные издания), но, видимо, в логике майора есть что-то очень важное. Да, раньше газета была "коллективным агитатором" etc., а сейчас ее общественная функция действительно становится гораздо шире. Особенно в провинции. Конечно, в Минске есть и театры, и кино... А в Дрибине, например, что может после службы позволить себе сержант? С интересом посмотреть очередной телесериал про петербургских бандитов? Мы как-то провели журналистскую акцию в одном из поселков Шарковщинского района. Выяснилось, что взрослые люди там вообще практически ничего не читают. А о самом сильном впечатлении от ТВ вспомнили, как побили "симпатичную женщину Каменскую"... Про газеты вообще не вспомнили...

Впрочем, вернемся к нашему майору, озабоченному как проведением служебного мероприятия под названием "подписка", так и необходимостью повышать информированность подчиненных.

Мы снова говорим о свободе читательского выбора СМИ. А вдруг все же не нравится жене сотрудника ОВД наша газета, которую порекомендовал ее мужу замначальника, и она желает читать, скажем, "Народную волю"? Зачем же ее ограничивать?

- А никто и не ограничивает, - улыбается майор. - Пусть идет на почту и оформляет. Разве кто-то сегодня может кому-то в этом деле помешать? Дело в другом. Надо признать, - говорит он, - что если сегодня мы будем полагаться сугубо "на полную свободу выбора", то, увы, очень многие в нашем РОВД вообще не станут выписывать периодику. Зарплаты невысокие, бюджеты под завязку. И то, и другое нужно купить. До Интернета, в котором бы они запросто "путешествовали" в свободное время, далеко. Так что альтернатива - какие-нибудь очередные "Дальнобойщики". Глядишь, и вообще читать разучатся. А ведь, по-моему, если человек находится на госслужбе, тем более носит погоны, то обязан заниматься самообразованием, чтобы не деградировать. Вот мы и настаиваем, чтобы он хоть что-то читал. Скучные материи? Да, но очень жизненные...

Я продолжаю тем не менее "настаивать на демократии". Нужно, говорю, конечно, в обязательном порядке иметь в отделе подшивку газеты, т.е. "ведомственная подписка" - это обязанность госучреждения. Но что касается "индивидуальной подписки", то администрирование здесь все-таки очень нежелательно. Тем более и местные исполкомы так не ставят задачу: они лишь рекомендуют руководителям предприятий пропагандировать в коллективах республиканские газеты, но не более того...

- Конечно, следует признать, - согласился со мной офицер, - что столь разновекторные задачи, как соблюдение демократизма в подписке на периодику и непростые вопросы образования, воспитания сотрудников, объединять непросто. Работа с людьми, как известно, процесс сложный, и мы порой бываем недостаточно гибки. Ведь воспитание практически все построено на соединении этих самых разновекторных явлений. Здесь нельзя упрощать, нужно рассуждать, чтобы не казаться какими-то монстрами из прошлого, когда все делали строем. В том числе и подписывались на газеты. Люди разные и интересы у них тоже разные. Будем все это учитывать...

Вот такой непростой разговор состоялся у нас в РОВД. Казалось поначалу - такая вроде несложная проблема, а вылилась в целый ряд непростых вопросов, касающихся и государственности, и принципов демократизма, и дисциплины, и проблем самовоспитания. А опосредованно всех нас: информированный, образованный милиционер - это, согласитесь, отрада наших глаз.

А я на обратном пути, трясясь в автобусе, размышляя о газетах и журналистике, пришла в очередной раз к простому выводу: все от лукавого - эти разговоры: "государственные" газеты, "негосударственные", "чэсныя" журналисты, "нячэсныя"... И когда какой-нибудь мальчик начинает на всей этой чепухе зацикливаться, ничего путного в профессиональном смысле из него не получится. Оценку нашему труду все-таки дает читатель - подписчик и покупатель. И если газета интересная - он будет читать и никогда при этом не поинтересуется, кто у нее издатель. И агитировать его особенно не придется. Прочитает и сам сделает вывод. Читатель у нас сегодня умный и требовательный.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter