Как сохранить религиозное согласие в обществе

О духовном и мирском

Обращаясь к Богу, люди обычно ищут врачевания своих душевных и физических ран, духовного утешения, укрепления и поддержки в задуманных начинаниях… Молят о здоровье и благополучии близких, об избавлении от бед и горестей… Каются в совершенных прегрешениях, вольных и невольных… Издревле институт религии выполнял функции духовного наставничества, психологической помощи, жизненного целеуказания. Однако всегда ли так бывает?

Политтехнологии и вера

Суть веры, в частности, в социализации человеческого индивидуума, интегрировании людей, наполнении глубоким смыслом их существования. Но есть у религиозных верований и иная сторона. Зачастую любовь к своему Богу извращали и превращали в ненависть к носителям других религий. Вместо исполнения заповедей о всемерной христианской любви, вместо представлений об «Аллахе всемилостивом и всемилосердном», вместо наслаждений и радостей жизни с многочисленными индуистскими божествами получали кровавые крестовые походы, Реформацию и Варфоломеевскую ночь, исламский газават и смертников‑джихадистов, индуистские погромы в буддийских и христианских храмах Индии, теракт в токийском метро, устроенный сектантами из «Аум сенрикё», осквернение синагог и так далее и тому подобное.

Сегодня религиозный фактор широко используется бездушными и беззастенчивыми дельцами от политики для раскачивания обществ и свержения правительств в неугодных странах, не пожелавших лечь под либеральную западную гегемонию. Певец и творец «цветных революций», злой джинн западных демократий Джин Шарп, жизнь положивший на разработку многочисленных и разнообразных способов ликвидации государственности и свержения «авторитарных режимов» и «диктаторов» (читай — не подчинившихся приказам из Вашингтона и Лондона суверенных национальных лидеров), в своей краткой инструкции для недореволюционеров и национал‑предателей «198 методов ненасильственных действий» аж целых восемь пунктов отводит именно действиям религиозного характера!
Цинизм рекомендаций «политтехнологов от религии» поражает! Например, похороны, которые из проводов в последний путь усопшего и возможности близким камерно попрощаться с любимым человеком предлагается превратить в массовый митинг, манифестацию с политическими лозунгами. А если повезет, то и спровоцировать массовые беспорядки с новыми жертвами. Ничего не напоминает?
Или, скажем, молитва. Священное действо весьма личного характера (это ведь беседа наедине с Всевышним) также предлагается превращать в публичный политический фарс. И вот уже экс‑настоятель Красного костела в Минске демонстративно становится на колени перед закрытым на ремонт после пожара храмом, якобы выражая скорбь в связи с невозможностью исполнять свои пастырские обязанности. Но цель этой псевдомолитвы не в том, чтобы внести мир и покой в собственную душу, а чтобы посеять ненависть в душах прихожан, возбудить и направить их гнев в антигосударственное русло. Не пастырь ты после этого, но — провокатор!

Ложные кумиры

А еще можно создавать целые новые церкви с прозападными политическими взглядами, если традиционная для той или иной территории конфессия не желает среди своей паствы продвигать нарративы о душеспасительной миссии Запада. И вот, пожалуйте: в пику тысячелетней Православной церкви, ведущей свое начало со времен Крещения Руси князем Владимиром (988 год), в Киеве вдруг создается под покровительством Константинопольского патриархата и при поддержке госдепартамента США чудо чудное и диво дивное — Православная церковь Украины, в которую включают всяких самозванцев да раскольников.

К числу таковых относится весьма колоритная личность — некий Михаил Антонович Денисенко, в монашестве Филарет. До 1990 года сей субъект был вполне себе истинным православным пастырем Русской православной церкви, дослужившимся до чина патриаршего экзарха всея Украины. Более того, метил и в патриархи после смерти главы РПЦ Пимена. Но выбрали на архиерейском соборе не его, а Алексия II. И тогда господин Денисенко пустился во все тяжкие!

Создал себе не признанную никакими другими каноническими церквями Украинскую православную церковь Киевского патриархата (с собою, любимым, во главе, разумеется!). Был за это лишен сана, подвергнут анафеме и отлучен от истинной Православной церкви. Но это не помешало ему, опираясь на украинских националистов‑боевиков из праворадикальной партии УНА‑УНСО и некоторых националистических депутатов Верховной рады Украины, создать псевдорелигиозную организацию, отжать часть имущества Православной церкви Украины Московского патриархата (включая резиденцию Киевского митрополита и Владимирский собор). Предсказуемо Денисенко‑Филарет поддерживал все майданы. А в 2018 году он решил объединить свою религиозную бизнес‑структуру с той самой проамериканской ПЦУ, созданной на основании томоса из Константинополя. Но предатель — это судьба! Не получив в новой псевдоцеркви желаемого чина предстоятеля, уже в 2019‑м Денисенко с некоторыми последователями вновь «откололся» и решил восстановить Киевский патриархат. И теперь судится с украинскими властями, которые считают, что юридически нет такой церкви!

«Прорвемся с Божьей помощью!»

А сопровождается все это псевдорелигиозное безумие гонениями и запретами в отношении истинной тысячелетней Украинской православной церкви. О данной ситуации весьма эмоционально высказался наш Президент Александр Лукашенко, встречаясь с членами Синода Белорусской православной церкви: «Невозможно без боли смотреть на религиозное противостояние в нашей братской Украине: захват храмов, уголовное преследование священников, борьба за главную святыню нашего православия — Киево‑Печерскую лавру».  
При этом Глава государства весьма точно обрисовал, кому и зачем нужны религиозные распри и как их можно избежать: «Все самые кровопролитные войны на земле начинались на почве религиозных разногласий. Эту карту и сегодня разыгрывают идеологи «цветных революций» и мятежей. В таких условиях важно сохранить равенство прав и диалог между представителями всех вероисповеданий».
И действительно, Беларусь — уникальная страна на постсоветском пространстве! Исторически тут бок о бок проживают представители разных конфессий: православные, католики, иудеи, мусульмане. Символ зажиточного белорусского «местечка» — площадь, на которой рядышком располагаются православный храм, костел и синагога. После обретения независимости благодаря мудрости и дальновидности белорусского лидера у нас в Беларуси не возникло раскола ни по религиозному, ни по языковому, ни по национальному признаку. Хотя пытались. И будут пытаться. И автокефальную православную церковь нам подсовывали, еще со времен гауляйтера‑оккупанта Кубе. И c фетишем «адзiнай дзяржаўнай мовы» всякие бнф‑Пазьнякi носились. Да и сейчас вильнюсско‑варшавская инфообслуга Запада нам деление на «белАрусов‑белОрусов» подсовывает. Но мы, как сказал Президент и кто‑то из членов Синода на упомянутой встрече, прорвемся с Божьей помощью!

Алексей БЕЛЯЕВ, политолог.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter