О чем врут цитаты

Американский фантаст и сатирик Амброз Бирс говорил, что цитата - это неверное повторение чужих слов.
Американский фантаст и сатирик Амброз Бирс говорил, что цитата - это неверное повторение чужих слов.

Если копнуть поглубже, то окажется, что некоторые известные фразы не произносились вовсе. Своеобразную коллекцию несказанного опубликовало информационное агентство Экстра-Пресс.

Например, Людовик XIV никогда не говорил: Государство - это я. Ему попросту приписали эти слова, когда уже ни самого Людовика, ни его современников не было в живых. Точно так же и Вольтер никогда не произносил своей сакраментальной фразы: Я не разделяю ваших убеждений, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.

Всем известно, что Великая французская революция началась после того, как Мария Антуанетта предложила голодающим, чтобы раз в Париже не хватает хлеба, пусть едят пирожные!. Однако на самом деле сию фразу придумал и даже записал Жан-Жак Руссо в 1760 году. Марии Антуанетте тогда было лишь 5 лет от роду.

Развесистая клюква, под которой якобы сиживал во время своего путешествия по России Дюма, не что иное, как плод воображения наших соотечественников. Эти слова известному писателю стали приписывать после пьесы, шедшей в Петербурге в 1910 году. Она так и называлась: Под развесистыми сучьями столетней клюквы.

Известно, что Наполеон произнес в Египте: С высоты этих пирамид на вас взирают 40 веков. Это высказывание действительно принадлежит великому императору. Вот только сформулировал он его лишь 20 лет спустя, когда писал на острове Св. Елены свои мемуары.

Термин железный занавес придуман отнюдь не Уинстоном Черчиллем. Впервые этот образ использовала бельгийская королева Елизавета в 1914 году, говоря о наступлении немцев: Теперь между Германией и мною как бы упал железный занавес.

Вот уже в течение нескольких десятилетий, когда речь заходит о начале гражданской войны в Испании, обязательно поминают фразу: Над всей Испанией безоблачное небо, якобы послужившую условным сигналом к началу мятежа Франко. Но на самом деле в тот день никто не произносил этих слов по радио. А условный зашифрованный сигнал был отправлен по телеграфу.

Да что говорить, если даже авторство клятвы Гиппократа, извлеченной из его трудов, отцу медицины не принадлежит. То, что считается этой клятвой, было вписано неизвестной рукой в сочинения Гиппократа много позже его смерти.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter