О чем молчал древний лес

В последние два-три года наблюдается всплеск выпуска книг об истории Беловежской пущи...

О чем молчал древний лес до того, как за перо взялись научные сотрудники Национального парка «Беловежская пуща» 

В последние два-три года наблюдается всплеск выпуска книг об истории Беловежской пущи. Это объясняется растущим международным интересом к самому старому лесу Европы и его проблемам, а также приближающимся юбилеем – 600-летием установления заповедного статуса пущи. Любопытно, что авторы почти всех изданий – сотрудники научного отдела Национального парка «Беловежская пуща», профессионально занимающиеся исключительно вопросами экологии.

— В этом ничего удивительного нет, — говорит орнитолог кандидат биологических наук Николай Черкас. — Естественную жизнь древнего леса невозможно представить без влияния исторических событий. Исследуя, например, мир пернатых пущи, мне приходилось изучать материалы и различные документы, собранные в столицах разных государств. Ведь Беловежской пущей владели в разные времена и Россия, и Польша, и Германия. При этом поиск фактуры для написания кандидатской диссертации по орнитологии параллельно приводил меня к таким интересным историческим открытиям, оставить без внимания которые было просто невозможно. Поделиться ими я решил в книге «Царские охоты в Беловежской пуще. Страницы истории», которая сейчас готовится к выходу. Написана она на основе архивных материалов музея «Московский Кремль» совместно с его научным сотрудником Ириной Пармузиной, которая помогла мне найти уникальные исторические материалы.

Кстати, перед работой над этой книгой Николай Черкас вместе со своим соратником и другом Игорем Бышневым, работающим в Березинском заповеднике, издали книгу «Беловежское диво». В ней авторы не только поделились собранной информацией по орнитологии, но и продемонстрировали высокое мастерство как фотохудожники. Издание было замечено на традиционном ежегодном конкурсе «Искусство книги», заслуженно получив в одной из номинаций «Золотой фолиант».

Уникальные исторические материалы о пуще собраны за время работы в Национальном парке кандидатом биологических наук Вячеславом Семаковым. Используя их, он не только пишет интересные статьи для газет, но и создает фундаментальные произведения. Примечательно, что при этом в ход идут воспоминания еще живущих и уже покинувших этот мир работников Беловежской пущи, лично общавшихся с Никитой Хрущевым, Леонидом Брежневым, Петром Машеровым, любившими приезжать сюда на охоту. Самая основательная работа Вячеслава Семакова – это книга «Беловежская пуща. Страницы истории». Она охватывает период с 1903 года до современной эпохи. Почему именно с 1903 года? Потому что до этой даты историю пущи описал ее российский знаток Георгий Карцов. Его книга «Беловежская пуща» с графическими иллюстрациями известных художников, изданная в Санкт-Петербурге в начале минувшего века, была популярным изданием у историков, природоведов и даже служила образцом для полиграфистов того времени. Интересует она и современного читателя, которому возможность познакомиться с книгой предоставили издательства «Ураджай», «Беларусь», «Мастацкая лiтаратура», переиздав труд Карцова многотысячными тиражами.

В своем стремлении пропагандировать исторические ценности Беловежской пущи Вячеслав Семаков нашел союзников даже в Германии. В этой стране в соавторстве с немецким исследователем Валерием Риппергером в прошлом году он издал книгу «Мечта о первобытном лесе». Она рассказывает о том, как в пуще хозяйничали немцы, дважды приходившие сюда в минувшем веке. Сегодня история осуждает их за варварские вырубки и выселение из пущи целыми селами местных крестьян, но среди немцев были и люди, влюбленные в природу и ценившие ее. Запланировано переиздание «Мечты о первобытном лесе» в Минске на белорусском языке. Одновременно с работой над переводом немецкого издания ученый пишет книгу «Были и легенды Беловежской пущи», в которой использует воспоминания егерей, помогавших охотиться в советское время сильным мира сего.

Конечно же, главным персонажем как истории пущи, так и современности является зубр. Невозможно писать о нем, не обрисовав социально-исторический фон существования в разные времена рядом с ним человека. Эта закономерность прослеживается в изданной в прошлом году книге «Зубр Беловежской пущи». К сожалению, ее авторы, зубровед Людмила Корочкина и охотовед Виктор Вакула, уже давно ушли из жизни. Продолжает их дело научный сотрудник, специализирующийся на зубрином племени, Алексей Буневич. Его брошюра «Властелин Беловежской пущи» в минувшем году вышла семитысячным тиражом и быстро была распродана, так что сегодня уже появилась необходимость в ее переиздании. Скорее всего, это уже будет не брошюра, а книга большого формата с соответствующим полиграфическим оформлением.

В стороне от развивающегося в Национальном парке писательского дела не остался и его директор Николай Бамбиза. Совместно с Вячеславом Семаковым он работает над книгой «Природные и рукотворные памятники Беловежской пущи». В ней тоже будет приведено немало интересных исторических фактов. В этом издании, например, будут описаны памятники языческой культуры, сохранившиеся в пуще. Это огромные валуны, служившие местом совершения различных обрядов, включая и жертвоприношения, основная часть которых спрятана под землей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter