О бренности бытия

О ритуальных услугах

«...В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть...» Если вместо N вставить, скажем, Брест или Пинск, строчки из бессмертного романа Ильфа и Петрова полностью адаптируются под нашу реальность.


Причем мы ушли дальше. Усовершенствовались, можно сказать. Места продажи товаров, сопровождающих человека в последний путь, к примеру гробов и венков, у нас зачастую устраивают не поблизости, а прямо в парикмахерских, как было в деревне Петковичи Барановичского района. Там сельскую цирюльню до сих пор называют «Помни о вечном». «Постригся? Купи корзину с цветами!» — молчаливо предлагает «бытовка». А что? Мудрый Сенека ведь предупреждал: «Если рост прекратился, близится конец...»


Недавно в редакцию пришло письмо. Жильцы дома 109 по улице Первомайской в Пинске активно воспротивились тому, что в их дворе, точнее в Доме быта, обустроили бюро ритуальных услуг. «Не хочется, чтобы поблизости было напоминание о самом тяжелом», — рассуждали написавшие нам пинчане. И их наверняка можно понять. Просили, жаловались... Правда, тревог их никто не понял. Из облисполкома витиевато отписались: «...размещение пункта оказания ритуальных услуг по вышеуказанному адресу будет осуществляться государственной организацией и вызвано не коммерческой выгодой, а созданием максимального удобства для потребителей». Такой вот прозрачный намек на то, что «мы все там будем».


«Отрицательного морального и психологического воздействия данный факт иметь не будет, — непонятно, на каких основаниях сделал вывод и заверил в том жалобщиков председатель Пинского горисполкома Александр Гордич, затем нравоучительно предупредил: — К реализации продукции ритуального характера необходимо относиться с христианским пониманием и терпением».


И хотелось бы, да не получается!


Сочувствую обеспокоенным пинчанам, потому как по дороге в корпункт каждый день вижу похоронное бюро по улице Пушкинской в Бресте. Стеклянные окна магазинчика поблизости от областной библиотеки так и манят кинуть туда взор и поправить прическу. Уф–ф, жуть какая — венки–то видны сквозь стекло! На днях там разгружали гробы. Сверху черная ткань, внутренняя обивка — розовая. Как сказал бы циничный Безенчук, гробовых дел мастер из «Двенадцати стульев», «гроб — огурчик, отборный, любительский...» И вроде день начался неплохо, но работать никакого настроения уже не было. Гроб напомнил о бренности всего земного. О ничтожности редакционного задания, возможного выговора и лишения премии...


Ритуальная контора рядом с библиотекой — это еще цветочки. В Бресте продают венки рядом с автовокзалом. На самом автовокзале не разрешили торговать (зачем в дорогу такое напутствие?), и предприниматель прилепил неаккуратную палатку к забору... университета, аккурат напротив магазина, где продается дорогое вино. Ну ладно, пьющим — намек, а студентам–то за что такая картинка?


Улица Красногвардейская областного центра вообще уникальна, потому что начинается и заканчивается ритуальными конторами...


Кто решает, где размещать торговлю столь грустным товаром? Адресую этот вопрос в управление торговли Брестского горисполкома и узнаю, что в законодательстве никаких ограничений по месторасположению ритуальных бюро нет. С каждым владельцем подобной торговой точки просто беседуют, просят тонировать стекла магазина и не выставлять продукцию на улицу.


Формально пинские власти правы: размещение в одном здании парикмахерской, мастерской по ремонту обуви, а также кабинета с инспектором отдела ЗАГС, выписывающим свидетельства о смерти, и работником ЖКХ, дающим разрешение на захоронение, — это действительно «полный перечень услуг в одном пункте».


Но если подойти не формально, а по–человечески? Неужели не нашлось отдельного здания — подальше от жилых домов, школы? Я как человек, похоронивший родителей, могу смело говорить, что убитый горем родственник проедет лишний километр–два за венками и свидетельством о смерти, но вряд ли согласится на соседство погребальной конторы под своими окнами «в целях оперативного предоставления всего спектра ритуальных услуг».


Такое «одно окно» уж точно никому не нужно!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter