Нужен школе. Нужен школе... Нужен школе?

Присуждение гранта на ежегодном столичном конкурсе по информатизации 199-й средней школе Минска выглядело несколько неожиданным. Во-первых, до этого времени обычная микрорайонная школа в группе лидеров, активно использующих IT-технологии, как бы это мягко сказать, замечена не была.
Присуждение гранта на ежегодном столичном конкурсе по информатизации 199-й средней школе Минска выглядело несколько неожиданным. Во-первых, до этого времени обычная микрорайонная школа в группе лидеров, активно использующих IT-технологии, как бы это мягко сказать, замечена не была. Во-вторых, представленный ею проект казался, как бы еще мягче сказать, если не утопией, то научной фантастикой: «Стратегия интенсификации образовательного процесса с одновременным снижением психофизиологических и эмоциональных нагрузок на школьников и учителей с применением экспертно-обучающей системы». Ведь современной школе требуется разгрузка, а не ускорение… Впрочем, представленная школой экспертно-обучающая система (ЭОС) отнюдь не выглядела потемкинским экспонатом, в котором буквально за пять минут до открытия выставки завинтили последний болт. Напротив, она смотрелась вполне «работоспособной», а без запинки демонстрирующие необычный прибор и его возможности ученики не оставляли сомнений в том, что система им знакома как свои пять пальцев. И очень нравится… Сидящий поодаль автор ЭОС Владимир Николаевич Данильчик в процесс демонстрации не вмешивался. В самом деле, ну сколько же еще лет можно показывать и доказывать возможности прибора для быстрого чтения, ставшего вкупе с персональным компьютером и программным обеспечением системой, не имеющей аналогов в системе образования? Об изобретателе Владимире Николаевиче Данильчике наша газета уже писала (15.07.97 г. «Р»). К тому времени созданный им прибор для обучения быстрому эффективному чтению уже был опробован в ряде учебных заведений и везде получил только положительные отзывы. Перспективы использования новинки казались блестящими, и особенно в системе образования. Ведь обучение ребенка в школе начинается с двух вещей – обучения чтению и письму. Причем именно успехи в первом процессе определяют успешность второго. Учителя начальной школы знают, что ребенок, который мало и плохо читает, и пишет с ошибками, и задачи решает неважно (потому что не может быстро прочитать и разобраться в условиях), и с устными ответами у него проблемы. Техника чтения входит в обязательный перечень знаний, умений и навыков. Но как научить ребенка читать быстро, играючи, без принуждения, без страха перед безжалостным секундомером в руке учительницы и потешающимся над горемыкой-чтецом классом? Да еще при этом усваивать прочитанное? Ответ нашел Владимир Николаевич Данильчик. Его прибор напоминает большую подставку, на которую помещается раскрытая книга. По обеим сторонам подставки находятся специальные непрозрачные планки, которые перемещаются с различной скоростью и задают темп чтения. Регулировать скорость может и сам читающий, и учитель – прибор прост в управлении, как детская игрушка. Читают на такой «движущейся» подставке дети с удовольствием, играючи, соревнуясь сами с собой и со временем. А не возникает ли при этом, спросит иной скептик, обратный эффект? «Смотрю в книгу, а вижу…» Специальная программа, разработанная Владимиром Данильчиком для «тандема» прибора и персонального компьютера, позволяет математически точно отследить и эффект ускоренного чтения. Проверить это достаточно легко – ведь еще академик Иоффе когда-то говорил своим ученикам: «Вы не заучивайте и не пересказывайте учебный текст, а задайте к нему 5—10 вопросов, и я пойму, насколько вы усвоили тему». Тестовые анкеты, ответы на которые компьютер переводит в графики, позволяют с точностью «до миллиметра» проследить, как отдельный ученик и класс в целом усваивают текст, пройденную или новую тему, где надо поработать учителю, а где — самому ученику. А где, возможно, и скорректировать учебник (и это, кстати, еще одна область применения ЭОС). Все это еще раз доказал эксперимент в 199-й школе. Участвовали в нем учителя, ученики 6—10-х классов и… учебник по истории Беларуси для 6-го класса. Каждому отводилось свое место: шестиклассники учились быстро и эффективно читать, десятиклассники обеспечивали их тестами (кстати, за полтора месяца 8 ребят из 10-го «О» составили более 300 вопросов к 29 параграфам учебника и 1284 варианта ответов, за что получили благодарность от учителей своей школы и методистов Фрунзенского района). Педагоги использовали результаты для корректировки своей работы. Полученные данные впечатлили не только преподавателей, но и автора системы, и главного консультанта проекта кандидата физико- математических наук Сергея Ветохина. Так, например, оказалось, что динамика увеличения эффективной скорости чтения и понимания у шестиклассников была в 1,5—2 раза выше, чем у старших учеников. Учебный материал они усваивали быстрее, контрольные писали лучше. Как признался мне участник проекта Антон Клочков из шестого «А», ЭОС замечательно помогала им в изучении истории (чему завидовали другие классы). А представляете, как было бы здорово, будь она под рукой на всех школьных предметах? (Отдельная тема – замечания по учебнику, чьи достоинства и недостатки «исследовал» десятиклассник Саша Тукай.) Однако, увы, даже в 199-й школе ЭОС работает в единичных экземплярах. Сам прибор создать не проблема. На витебском заводе «Эвистор» могут начать его производство хоть сегодня: вся документация для этого готова. Могут, но… Первый раз госзаказ на прибор был утвержден еще в 1993 году, однако под него не нашлось денег. Второй попыткой появления на свет можно считать 1998 год, когда ЭОС была включена в типовой перечень средств обучения и учебно-производственного оборудования для общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, профессионально-технических училищ. Однако ни в серийном производстве, ни в массовой школе не появилась. Теперь предлагается исследовать ЭОС еще глубже, выяснить, например, насколько она соответствует здоровьесберегающим технологиям, как влияет на психосоматическое состояние учащихся и т.д. Провести серьезную, плановую, комплексную научно-исследовательскую работу. Владимир Николаевич не против, не отказывается стать экспериментальной площадкой та же 199-я школа во главе с молодым энергичным директором Андреем Шинкевичем, готовы поддержать проект администрация и управление образования Фрунзенского райисполкома. Но для проведения очередного (какого уж по счету?) эксперимента требуется, как вы сами понимаете, финансирование, время, которого и так уже прошло достаточно… Причем Владимир Николаевич не сомневается, что заключение будет похожим на то, какое сделали специалисты 7-й Международной конференции по психологии, педагогике и социологии чтения, проходившей в МГУ: «Считаем, что многолетняя плодотворная работа В.Н. Данильчика и его коллег по разработке приборов для обучения динамическому (быстрому) чтению в рамках рассматриваемого варианта ЭОС заслуживает всемерной поддержки и одобрения». …Кстати, я спросила Виктора Николаевича, сколько может стоить такой прибор школе (благо компьютеры теперь есть почти у всех, а программное обеспечение – не из самых дорогих). «Корейцы бы его, наверное, сделали за 30—40 долларов, у нас будет стоить дороже. Но на фоне мультимедийных проекторов, которые школы покупают за 3—4 тысячи долларов, это все равно, согласитесь, не деньги», — грустно улыбнулся изобретатель. Корейцы его, правда, не делают: прибор скоростного чтения для экспертно-обучающей системы В. Данильчика пока эксклюзив. Но это пока…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter