Нужен ли семье «колпак»?

Спутниковая навигационно–информационная система, работающая посредством интернет–доступа, прошла государственную регистрацию в Беларуси...

Спутниковая навигационно–информационная система, работающая посредством интернет–доступа, прошла государственную регистрацию в Беларуси. Казалось бы, эта новость из мира цифровых технологий не способна вызвать бурное обсуждение. Однако в данном случае произошло по–другому: она стала поводом для дискуссии о морально–этических границах, которые мы невольно переступаем, пытаясь шагать в ногу с прогрессом. Дело в том, что компания–разработчик предлагает использовать новинку для того, «чтобы знать, где находится ребенок и куда ездила жена». Комплекс состоит из устройства слежения, геоинформационной системы и электронных карт местности.


Один из авторов «Спорного вопроса» считает, что использование подобной системы не только безнравственно, но и противозаконно. Другой, напротив, полагает, что теперь каждая семья получит надежного электронного помощника, а не соглядатая, как опасается его оппонент.


Как отнесутся к новинке наши читатели? Что они ответят на спорный вопрос:


В постели с врагом


Мне крайне любопытно, воспользуешься ли ты новой услугой, Андрей. Будешь ли нервно отслеживать перемещения своих домашних? Начнешь ли сверять их рассказы о том, как прошел день, с показаниями приборов? Наконец, самое главное: станешь ли ты сам себе противен после этого? Я бы стал. Мне было бы, мягко говоря, неуютно оттого, что сделал своих родных подозреваемыми. Подкинув в сумочку жене новомодный GPS–трекер, чтобы контролировать каждый ее шаг, я бы моментально вычеркнул супругу из числа близких людей. Потому что шпионить принято за врагами.


Я еще могу понять, когда государство вынуждено подозревать в злонамеренности всех граждан. Жизнь заставила пойти на этот шаг. Точнее, смерть. Гибель невинных людей в терактах, организованных непримечательными прохожими. Но на помощь пришел прогресс, и теперь за нами установлено уличное видеонаблюдение, в аэропортах просвечивают до исподнего и глубже, по мобильнику легко установят местонахождение любого из нас, чьи подноготные хранятся во множестве баз данных. Однако в этих случаях я сознаю, что такой глобальный контроль установлен ради нашей безопасности. Возможно, благодаря этим системам очередной взрыв в воздухе или на земле удастся предотвратить. Но для чего, скажи мне, внедрять эту практику еще и в семьи? Кого ловить будем? И к чему это приведет?


На последний вопрос отвечу примером. Недавно один из операторов сотовой связи предложил услугу определения по мобильному телефону места, в котором находится твой ребенок. Чтобы активировать эту возможность, не нужно было никаких документов, подтверждающих ваше родство. Скажем, я вполне мог бы зарегистрировать своим сыном Андрея Дементьевского и отслеживать каждый твой шаг. Похоже поступила и одна из моих знакомых, которая выдала за ребенка своего молодого человека. Это была прекрасная пара, между прочим. До того, как мобильная дьявольщина вмешалась в их отношения. А вот после совместная жизнь превратилась в ад. Парень отправлялся попить пива с друзьями, привычно отговариваясь, что задержится на работе. Он просто не хотел ее расстраивать своим пристрастием к ячменному напитку. Но дамочка устраивала ему истерики, упиваясь своей осведомленностью: «С 19 часов ты находился в пивбаре по такому–то адресу!» Посланный в магазин, он попутно заглядывал к другу в гараж — и дома его ждала агрессивная разборка по причине смены предписанного маршрута. Он так и не догадался, что пребывал в роли неразумного дитяти: просто однажды плюнул и собрал чемодан. Нелегко делить кров с человеком, который всегда незримо присутствует у тебя за спиной. Думаю, если бы он не ушел, то вскоре начал бы нервно озираться, превратившись в законченного параноика.


Еще пример. Бывал я в офисе, начальник которого гордо демонстрировал мне техническое достижение: возможность видеть все, что происходит на мониторах компьютеров его подчиненных. Мало ли, может, они в рабочее время кино смотрят или играют, или бесцельно бродят по интернету? Помню, я недоумевал, полагая, что руководителю должен быть важен конечный продукт деятельности его сотрудников, а не подсматривание за ходом рабочего процесса. На что он важно ответил, что такова, мол, западная практика: там принято исподтишка наблюдать за тем, как работники ведут себя в кабинетах, цехах и даже в курилках. Позже я и сам нашел оглушившую меня цифру: почти три четверти (73,5 процента) американских компаний следят за работой своих сотрудников, записывая их телефонные разговоры, просматривая их электронную почту, компьютерные файлы и отслеживая контакты в интернете.


И вот тут мне совсем непонятно: зачем брать на работу людей, которым не доверяешь? К чему тратиться на дорогостоящие системы слежения, если проще сразу отказать потенциальным бездельникам? Для чего, говоря о семье, выходить замуж за человека, которого сразу подозреваешь в возможном обмане? Может, проще отказаться от свадьбы, чем вместе с фатой примерять личину соглядатая?


В Англии выяснили, что в каждой третьей паре один из супругов устанавливает слежку за своей второй половинкой. У нас, я надеюсь, прогресс не зайдет так далеко.


Мы продолжим считать, что выворачивать карманы пиджака мужа, пока он спит, — это мелко и некрасиво. Рыться в sms–переписке жены, лихорадочно разыскивая «компромат», — мерзко и недостойно. Думаю, теми же эпитетами можно наградить и последнюю технологическую новинку: следить друг за другом с помощью GPS–трекеров — значит, унижать себя и своего партнера.


Кроме того, устройства для семейного шпионажа — прямое нарушение Конституции, ее статьи 28: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». Странно, что на этот факт еще не обратила внимания прокуратура.


Глаз да «глаз»


Итак, мир полон параноиков, домашних тиранов, ревнивых стерв и коварных начальников. Бессовестные продавцы вагонами сбывают подобной публике спутниковых «топтунов». От электронного ока трекеров — одни беды и судебные перспективы. Колорадский жук тихо курит в сторонке, завистливо наблюдая за экспансией цифровых «жучков», которых никакими пестицидами не вытравишь. Так, что ли, Роман? Но полноте запугивать! Ума не приложу, зачем тебе понадобилось кошмарить меня и читателей минусами спутниковой навигационно–информационной системы. До абсурда можно довести любое достижение. Вот, например, колесо — не только величайшее изобретение человечества, но и оружие массового поражения. Миллионы людей погибли и покалечились под колесами различных транспортных средств — от древних повозок до нынешних лимузинов... Тогда, если брать пример с твоих рассуждений, можно сделать вывод, что все, кто производит обода и шины, — соучастники преступников за рулем. Впору вслед за тобой взывать: «Куда смотрит прокуратура?» Но позволь мне этого не делать. Мои мысли настроены на более позитивный лад.


Мне кажется, что с тобой не согласятся люди, попадавшие в экстремальные ситуации. Например, парень, недавно замерзавший в гомельском парке. 18–летний студент оказался на морозе без верхней одежды, обуви (подробности ЧП опустим) и стал вызывать помощь по мобильнику. Экстренные службы тут же откликнулись, но обнаружили беднягу не сразу. Наряд омоновцев регулярно созванивался с пареньком, но точных ориентиров не было. Сержантам пришлось положиться на остроту слуха и крики. Хорошо, что вышли на след, пока студент не «отключился». Однако — обморожение ступней... А если бы мобильный телефон юноши подпадал под тот самый «непорядочный» сервис? Как думаешь, был бы паренек против такого «колпака»?


Мне кажется, электронные «глаза» можно не только исподтишка подбрасывать в детские портфели. Юный объект наблюдения вполне может быть в курсе персонального мониторинга и понимать, что есть такое слово «надо». Совершенно согласен с мнением российских разработчиков подобных систем: «В наше непростое время GPS–слежение за детьми — давно уже не роскошь, а вынужденная мера предосторожности. Ведь так важно знать, где в данный момент находится ребенок, особенно если связаться с ним проблематично, если он задерживается или действительно попал в неприятную ситуацию. Возможность всегда знать местонахождение своего чада даст вам возможность почувствовать себя спокойнее и меньше волноваться о его безопасности».


Вот скажи, Роман, как на духу, что предпочтительнее — волнуясь о близком человеке, по старинке обзванивать всех знакомых и экстренные службы, больницы, морги либо проверить, откуда идет сигнал GPS–трекера? По большому счету, зоркое, связанное с космосом устройство — своеобразный фликер, «огонек», способный вывести человека из тьмы неизвестности, сберечь миллионы нервных клеток. Так же, как пару–тройку лет назад фликеры, трекеры нужно пропагандировать и рекламировать, продавать на самых выгодных условиях. А, к примеру, инвалидам, старикам — вовсе раздавать бесплатно (возможно, на условиях проката), ведь нередки случаи, когда пожилые люди забывают дорогу домой, адреса, телефоны, имена родственников. Могли бы GPS–поисковики стать незаменимыми помощниками и для заблудившихся грибников, охотников, потерявших в азарте своих собак. Кстати, ты бы разве отказался от цифрового поводка для любимой таксы?


Много рассуждаешь о моральной стороне внедрения спутниковой навигационно–информационной системы в наш быт, в профессиональную сферу... Но почему–то не допускаешь, что супруги могут обменяться цифровыми «поясами верности» по обоюдному согласию. Берут партнера на, так сказать, контрольный замер для спасения семьи. В конце концов — это личное дело пары. «Причуда» взрослых людей, часть интима. Ведь наше время полно не только опасностей, но и соблазнов. Супруги имеют полное право проверять друг друга, особенно если есть конкретный повод, прецедент. И GPS–трекер, на мой взгляд, самый деликатный из соглядатаев. А контроль зачастую продиктован не только подозрениями, но и пусть своеобразной, но заботой.


И не спеши, Роман, попрекать бдительных начальников. Ты же знаешь, что кредо многих работников — не важно, где работать, лишь бы не работать. За разгильдяями глаз да глаз нужен! В том числе — и «глаз» спутниковый. Думаю, ненавязчивый персональный мониторинг и, если нужно, мягкое напоминание сотруднику о том, что офис — не кинозал, не место виртуальных встреч одноклассников, — меры более корректные, чем облавы и «шмон» в кабинетах. Отслеживание через спутник при грамотной организации — не унизительное подглядывание в замочную скважину, а вполне эффективный рычаг управления рабочей командой. Доверяй, но проверяй! Чем не слоган для раскрутки «колпака»?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter