Ножницы и солнце

Он мне милым стал, долгожданным стал, но подвластны мы Судьбе.
Он мне милым стал, долгожданным стал, но подвластны мы Судьбе...

После интервью модельер Иван АЙПЛАТОВ ушел в свою мастерскую творить новые коллекции, ну и я дальше помчалась. А в волосах запутались последние реплики: Понимаешь, Иван. Дирк Биккемберг прежде убедил всю Бельгию, что модно одеваться от Биккемберга, а не от Готье. А уж потом весь мир с этим согласился - и Дирка пригласили на самую вершину бизнеса моды. Ну и что? Белорусы тоже скоро поймут, у кого модно заказывать эксклюзивную одежду, - ответил Иван.

О том, что следует шить себе наряды у минчанина Айплатова, пока знают лишь продвинутые личности. Например, группа Леприконсы с большим удовольствием пользуется этим брэндом: на всех кассетах, дисках и в видеоклипах они одеты от Айплатова. Многие бизнесмены и телевизионные деятели не отказываются от его костюмов, беспрерывно приобретая себе у Ивана творческую кожу. В смысле - одежду. Также западные фирмы обращаются к нашему модельеру с просьбой разработать дизайн прикида для промоутеров в Прибалтике и Беларуси... Айплатов работает 23 часа в сутки. Но очень авангард любит и уважает - нет-нет да и поучаствует в фестивале авангардной моды Мамонт, соберет все достойные призы, и назад, в свою мастерскую. В декабре папонт нашего модного фестиваля Юрий Бреус позвонил в Иванову каморку и пригласил его в Одессу поучаствовать в международном фестивале моды Времена года. Для участия в одесском конкурсе собрались модельеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Киева, Донецка, Кишинева и других небезызвестных городов, но... Коллекция Ивана Айплатова Полигон вышла в зал - и жюри ахнуло: среди судей были легендарный режиссер Кира Муратова, голливудская визажистка Алла Чурия и другие неслучайные лица. Они и отменили Гран-при фестиваля, чтобы не оскорбить одесситов в лучших чувствах, и со спокойной совестью отдать Айплатову из Минска одно призовое место - 1-е - и презент Гран-при - круиз по Черному морю.

- Очевидно, история последнего твоего фурора с чего-то начиналась?

- Непосредственно с того, что я практически опоздал на поезд в Одессу, запрыгивал в него на ходу, а таксист мне вслед забрасывал четыре громадные сумки с коллекцией, которую я и представлял позже на конкурсе.

- Ничего не потеряли?

- Нет, слава Богу. Но кое-что из Полигона я просто забыл в мастерской.

- И опоздал, и забыл... Похоже, что закрутки на солнце все-таки существуют, и, наверное, это не так уж плохо запрыгивать в несущийся поезд, с мифологической точки зрения, если позже за все эти неудобства первые места раздают?

- А закончилась история путешествия минчан от моды в Одессе тем, что в обратный поезд мы запрыгивали всей группой, почти нарочно опоздав. На счастье, так сказать.

- Есть ли в Беларуси модельеры, к чьим работам ты относишься с интересом?

- Как можно оценивать художников? Я же не критик какой-нибудь. И потом, спроси у Тани Булановой, например, как она относится к творчеству группы На-На. Что она скажет? Ничего: они все в одной упряжке ходят. Может быть, Алла Пугачева еще и отзовется о ком-нибудь нелестно, а все остальные... Я могу дома посидеть и поразмышлять над тем, что кто-то из наших модельеров сделал откровенную гадость, но зачем об этом кричать? Меня как-то на одном из фестивалей - то ли в Москве, то ли во Львове, не помню, - спросили: А как в Беларуси с модой?

- И-и...

- Да никак. Я достаточно серьезно к этому отношусь, чтобы не понимать такие вещи. Талантливых модельеров в Беларуси много, но информации о бесспорной моде нет. Учитывая здешний менталитет, нужно начинать не с бутиков, а с информации о новых тенденциях. Мода - это бизнес чистой воды. Чем больше люди будут знать о новой одежде, тем больше она будет им нужна.

- Значит, тебе бы хотелось поскорее отправить нас всех в плен к трем авторитетным модельерам?

- Во-первых, их не три, а шестнадцать. Шестнадцать домов, которые 2 раза в год кардинально меняют мировые тенденции.

И еще. На этой вершине работают люди, которые рано или поздно нуждаются в новых идеях. Ты думаешь от Гуччи сам Гуччи придумывает? Может, в юности и ковырялся над фасонами, а теперь на него работают сотни человек.

- Такие, как ты?

- Нет. Таких, которые согласны получать за свои идеи зарплату от Гуччи. Я свою жизнь организовал таким образом, что работаю сам на себя, и меня это вполне устраивает. Я знаю, некоторые люди так не могут и они ходят утром на службу и даже, возможно, зарабатывают еще большие деньги, чем я в своей мастерской. Неважно. Для интереса как-нибудь обрати внимание на сезонные коллекции прет-а-порте, которые выходят одновременно в Европе. Они все очень схожи по стилистике и отличаются незначительными деталями. Так вот, для изобретения подобных деталей этому профсоюзу модельеров необходимы свежие идеи и люди, которые их приносят.

- Значит, ты стремишься к вершине, где, в идеале, ворвешься во всемирный профсоюз модельеров как Иван Айплатов из Беларуси?

- Пытаться прорваться можно, почему бы и нет? У Юдашкина из России получилось. Ямомото к своему первому триумфу шел десятки лет. Биккемберг, которого ты часто вспоминаешь, сумел-таки привнести что-то свое и сегодня является вполне авторитетным модельером. А если я, некто Иван Айплатов, презрю весь этот негласный договор между модельерами и стану шить одежду вне тенденций, направлений, фактуры и кучи других но, тогда...

- Кажется, нескромное интервью выходит. Давай крутить назад, к Одессе. Там-то ты хоть победил, и есть что обсуждать.

- Знаю, что рассказать. Мы гуляли на Привозе - тамошний рынок, я как-то оторвался от наших и бродил по базару в поисках товара и знаменитого одесского фольклора. И вдруг я их увидел! Ножницы! Настоящие, старинные такие, большие ножницы. Мы долго торговались с таким колоритным евреем-продавцом. Наконец он устал: Ладно, не нашьим - не вашьим. Покупай. Это мой самый ценный сувенир из Одессы.

На снимках: модельер Айплатов и его работы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter