Новый удар по рабству…

За  изготовление  детского  порно  срок  не  будет  иллюзорным

За  изготовление  детского  порно  срок  не  будет  иллюзорным 

И в ХХI веке существует рабство. В различных формах. Об этом в последнее время неоднократно писала «Р». 

В настоящее время ведется работа над подготовкой проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам противодействия нелегальной миграции, распространению рабского труда, проституции и детской порнографии». За комментарием  мы обратились к заместителю начальника отделения законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, члену ОО «Белорусский республиканский союз юристов» Владимиру ЖЕВНЯКУ: 

— Разработка законопроекта осуществляется в рамках реализации положений Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008–2010 годы. Основной его целью является усиление ответственности за преступления, связанные с распространением рабского труда и детской порнографии, за занятие проституцией. Отдельные положения законопроекта направлены на противодействие незаконной миграции. 

— Каким образом предлагается противодействовать преступным проявлениям такого рода? 

— Законопроектом предусматривается установить уголовную ответственность за использование рабского труда, дополнив Уголовный кодекс новой статьей. Кроме того, предусматривается усиление уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с детской порнографией. В связи с тем, что указанные деяния относятся к категории особо тяжких преступлений, за их совершение предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества. 

— Несколько лет назад уже вносились изменения в уголовное законодательство в сфере борьбы с торговлей людьми. Какие правовые пробелы послужили поводом для внесения новых поправок? 

— В настоящее время существует пробел в законодательной оценке использования рабского труда. Действующим уголовным законом предусмотрена ответственность только за преступления, совершаемые с целью эксплуатации или сексуальной эксплуатации лица, а также за действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, в результате которых они подвергались сексуальной или иной эксплуатации. В то же время уголовная ответственность лица, непосредственно осуществившего такую эксплуатацию, если это не является торговлей людьми, не установлена. Законопроект призван восполнить этот пробел. 

— Сможет ли новый закон эффективно противодействовать распространению детской порнографии, особенно в Интернете? 

— Действительно, согласно статистическим данным, за последнее десятилетие количество детской порнографии в сети Интернет возросло на 2000 процентов, а общее число веб-сайтов, предлагающих подобную продукцию, превышает 100 тысяч. 

Исходя из значительных «поражающих» возможностей Интернета  и масштабов распространения порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, такие преступные действия повлекут повышенную уголовную ответственность. Распространение детской порнографии в Интернете предлагается наказывать лишением свободы на срок до 8 лет. Аналогичное наказание ждет преступников, использующих заведомо несовершеннолетних в качестве «актеров» для изготовления порнографических материалов. 

— Зачастую торговля людьми совершается за пределами  Беларуси. Учитывается ли как-то этот факт в законопроекте? 

— Да, несомненно. Действующий уголовный закон позволяет привлечь граждан Беларуси и других лиц к уголовной ответственности за злодеяния, совершенные за пределами нашей страны, когда такие действия считаются преступными в государстве, на территории которого они были совершены, или в случае совершения особо тяжких преступлений, направленных против интересов Республики Беларусь. Поэтому лицо, осуществившее торговлю людьми, фактически остается недосягаемым для белорусского правосудия. 

Выходом из данной ситуации видится распространение действия Уголовного кодекса в отношении лиц, совершивших указанное преступление вне пределов Республики Беларусь. В данном случае кодекс будет применяться в отношении торговли людьми независимо от  места совершения, по аналогии с такими преступлениями, как, например, геноцид, применение оружия массового поражения, отдание преступного приказа во время вооруженного конфликта, и другими. 

— Какие меры будут приняты для усиления борьбы с нелегальной миграцией? Неужто действующие ныне подходы неэффективны? 

— Да, действующим Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за организацию незаконной миграции. Однако практика применения нормы показала, что ее конструкция не позволяет эффективно противодействовать этому опасному явлению. Так, действия по организации незаконного транзита через территорию Беларуси, равно как и руководство или оказание содействия деятельности по незаконной миграции, выходят за рамки данного состава преступления. В этой связи в Уголовный кодекс вносятся соответствующие изменения. 

— Законопроект направлен и на усиление ответственности за занятие проституцией. В чем конкретно это выразится? 

— Единственная применяемая сейчас мера административного взыскания в виде штрафа не позволяет надлежаще воздействовать на аморальное поведение лиц, занимающихся проституцией. 

Одним из механизмов воздействия может служить альтернативное штрафу взыскание в виде административного ареста. При этом дела об административных правонарушениях за занятие проституцией должны рассматривать не административные комиссии, а суды. В данной ситуации будет учитываться место совершения правонарушения. В настоящее время  фиксируются случаи, когда девушки занимаются проституцией в регионах, не связанных с их постоянным местом жительства. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter