Увидят ли белорусы «Как Поршнев «Беларусьфильм» поднимал» ?

Новый сценарий старого Фильма

«Беларусьфильм» недавно получил нового директора. Событие долгожданное и не рядовое. Предыдущий руководитель, более известный как кинокритик, искусствовед и фотограф, расписался в своем бессилии еще весной. С тех пор все думали-гадали, кто же будет тем смельчаком, который согласится взвалить на свои плечи сложное хозяйство, находящееся сейчас в полуразобранном состоянии.


Фото: Александр Васюкович / источник

Знакомьтесь, Игорь Поршнев. По его же словам, человек на «Беларусьфильме» не случайный, можно сказать, здесь вырос. Когда он родился, его отец Валентин Поршнев, будучи директором съемочной группы, создавал очередной фильм. Кстати, в его «фильмографии» значатся ленты «Мировой парень», «Я, Франциск Скорина», «Пламя» и прочие. А в пять лет маленький Игорек снялся в сказке Владимира Бычкова «Внимание! В городе волшебник!». Так началась его кинокарьера. Значимых ролей у нынешнего директора киностудии нет, утверждает, что актерских амбиций у него никогда и не было. Куда больше интересовал кинематографический менеджмент. Поступил на экономический факультет ВГИКа, закончил его. Новый этап своей жизни начинал с администратора родной киностудии. Оказалось, что организационная работа — это действительно его призвание. 

У Поршнева на этой стезе внушительный послужной список. Говорят, именно он на долгие годы заманил на нашу киностудию Дмитрия Астрахана. Благодаря ему уже который по счету фильм снимает в Минске и Валерий Тодоровский. Но в последние десять лет нынешний директор работал в Москве, там кинорынок шире и перспективнее. Да и, в конце концов, должность заместителя генерального директора «НТВ-Кино» не каждый день предлагают. Но кресло руководителя целой киностудии — это куда солиднее.

В общем, Поршнев опять в Минске. Он в первый же свой рабочий день отправился знакомиться с подчиненными. Узнал все проблемы и с головой окунулся в работу. Шутка ли: киностудия скоро десять лет как реконструируется! При этом некоторые съемочные павильоны до сих пор стоят без пола и крыши. Этот вопрос у Поршнева в приоритете. Он понимает, что в такую дыру ни один уважающий себя иностранный режиссер не поедет снимать, а актеры класса А — тем более. А ведь именно россияне когда-то помогали киностудии держаться на плаву, сегодня и они не кажут носа на «Беларусьфильм». Игорь Валентинович твердо намерен вернуть их обратно. Собирается он вернуть былую славу и собственному производству, не исключено, в том числе в кооперации с признанными мастерами. Словом, пока это только планы.

Что по этому поводу думают непосредственно те, кому все придется воплощать в жизнь? 

— Наталья, я столько лет работаю на киностудии, стольких директоров повидала… — многозначительно ответила мне одна дама, имя которой мы опустим. — А вы, кстати, знаете, кто руководил «Беларусьфильмом», когда Элем Климов снимал «Иди и смотри»? А когда Туров делал «Через кладбище»?

Пожилая кинематографистка и сама запуталась в ответе на эти вопросы. Впрочем, сами-то ответы здесь и не важны. Никто не умаляет роли директора киностудии в создании того или иного фильма, неважно, хорошего или плохого. Но ответ-то перед зрителями всегда держит режиссер. Получился достойный фильм — на тебе цветы и овации, не получился — критика и забвение. К сожалению, сегодня все чаще нашим творцам достается последнее. Почему так? Вопрос уже кажется риторическим, но Игорь Поршнев согласился искать на него ответ.

Хотя поиском должен заниматься вовсе не генеральный директор, его дело — хозяйство, творчество же вотчина художественного руководителя. О существовании такой должности на киностудии, похоже, уже давно забыли. Как ни странно, но в театрах помнят. А они ведь от киностудии, по сути, мало чем отличаются: тот же творческий процесс, только один записывается на камеру, а другой — нет. Так вот, например, мне очень сложно представить, как директор Большого Владимир Гридюшко командует худрукам оперы и балета, что им надо ставить и кого на главные роли приглашать. Показателен и печальный опыт Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа в Витебске, где заслуженному деятелю искусств Беларуси Валерию Анисенко пришлось исполнять сразу две «роли». Через некоторое время мудрый человек справедливо отказался заниматься хозяйством, в том числе и ремонтом туалетов, предпочтя остаться исключительно творческим человеком. Вряд ли здесь можно проводить прямые параллели, но сходство этих творческих структур, согласитесь, очевидно.

Да, на киностудии есть целый худсовет. Но какой с него спрос за результат? Все стрелы опять же летят в того, кто фильм создавал, иногда они долетают и до того, кто давал на это согласие. В общем, Игорь Валентинович, наши вам поздравления и сочувствие одновременно. Мы усаживаемся в удобные кресла и ожидаем интереснейший «фильм» «Как Поршнев «Беларусьфильм» поднимал».

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter