Новый этнопорядок. Почему он не складывается

Межэтнический мир для России - почти главнейшее условие национальной безопасности.

Межэтнический мир для России - почти главнейшее условие национальной безопасности. В этом смысле наша страна сравнима с США. И уж если в Америке этнополитика дает сбои и исламские сообщества начинают втихую, осторожно, но все же покрывать террористов, окапывающихся на американской земле, то в России питать иллюзии и пребывать в благодушии по поводу межэтнического мира и вовсе нет оснований.

Этноконфликты сегодня в России формируются по нескольким направлениям. Во-первых, сепаратистское. Война в Чечне - самое тяжелое проявление этой тенденции. Больше 10 лет тянется сам конфликт, около 7 - его военная фаза. Тяжелы потери с обеих сторон, крайне туманны перспективы прочного мира. С одной стороны, постоянное насилие над правами людей - и русских, и нерусских. С другой - неотступная потребность остановить воинствующий сепаратизм, не дать ему расползтись и стать нормой российской жизни. Именно ради второго и были жертвы, ради того же их продолжают приносить наши солдаты. Приносили и приносят, надо честно сказать, не зря - в том смысле, что чеченская война сильно охладила умы. Авантюристы из числа радикалов этнодвижений на местах (от Дагестана и Черкесии до Татарии и Башкирии) приуныли. Даже им стало ясно, что легко и на халяву победа им не светит. Чеченская кампания который год выпускает пар из котла кипящих сепаратистских страстей - так, что даже и само кипение их вот-вот прекратится.

Только это не окончание и не тот результат, который нужен. В Чечне требуется замирение. Пусть и при помощи силы, и на фоне силового преобладания федеральной власти, но все же замирение. Пойти на уступки чеченцам, разрешить им создание внутренне автономного каганата-эмирата-ханства (может быть, и во главе с Кадыровым), но в составе федерации и при контроле со стороны Москвы всех безоговорочно внешних аспектов жизнедеятельности такого образования. Вопрос уже не в подавлении мятежных чеченцев. Вопрос - в оказании помощи "мирным". От силы отказываться еще долго не придется, но роль экономических стимулов и сильной социальной политики должна возрастать. Люди на местах должны своим умом, через практический опыт понять: мирная перспектива сулит хотя бы относительное благополучие, продолжение войны - разорение, потерю еще одного чеченского поколения, наркотизацию и нескончаемую войну за истребление терроризма, частью фронта которой российская власть делает военные операции в Чечне.

И все же чеченский вопрос - частность. Вторым опасным источником конфликта является этнобизнес. Нерусские общины в крупных городах России, прежде всего в Москве и Питере, приобрели ярко выраженную экономическую специализацию, освоив самые доходные отрасли местных экономик. Все московские рынки оказались в руках разных групп этнобизнеса, самая мощная из которых - азербайджанская. Восточные люди стремительно осваивают сферу извоза, и сегодня в Москве (проверьте сами!) уже около половины водителей "неофициальных" легковых таксомоторов - выходцы с Кавказа, где частный извоз - еще с советских времен идущая традиция. По этническому принципу организован строительный и, уж конечно, ресторанный бизнес. К этнобизнесу сегодня перешел контроль над подавляющей частью сферы услуг. Наконец, мощные этноайсберги возникают на месте прежних ДЭЗов - в сфере эксплуатации и ремонта жилых и нежилых помещений.

При любом подходе не приходится игнорировать тенденцию: все эти сферы контролируются некоренными для Москвы и Центральной России этническими сообществами. А это самые доходные отрасли местной экономики.

Россия - часть большого мира, и сходные тенденции заметны в США, в любой развитой стране Европы и даже в Японии. Колоссальная разница в другом - на Западе и в Японии выходцы из других стран безоговорочно принимают существующие в тех странах нормы и высокие стандарты работы и обслуживания. Турок-таксист в Копенгагене предельно вежлив, не клянчит чаевые и сдачу отдает до копейки по квитанции. Так же ведет себя уличный извозчик в Токио или Саппоро. А посмотрите на Москву и увидите, как водитель, плутающий в московских улицах и элементарно не знающий города, пытается грубить, своевольничать, внаглую ведет себя, как он привык себя вести на родине, - ломит несусветные цены, не дает сдачу и вообще возвращает нас в "темно-далекое азиатское прошлое".

А поведение торговцев на рынках? Это не они приехали с товарами и просят нас эти товары у них купить. Все выглядит, как если бы они из жалости позволяли москвичам покупать привезенные ими товары в их собственном городе. Сколько высокомерия! А какие цены - ведь всем же известно, что именно этническая организация рыночной торговли делает такой эффективной политику искусственного поддержания монопольно высоких цен на фрукты, овощи и вообще любую снедь. Странно ли, что вспышки неприязни к "чужим" стали даже в Москве явлением почти регулярным?

Не стоит, ясное дело, все валить на приезжих. Не думаю, что радикализация взглядов бедных слоев московско-подмосковной молодежи как-то прямо связана с экспансией кавказцев в Москве. У нее, конечно, главным образом социальный источник - болезненное осознание молодым человеком невозможности пробиться в жизни, занять в ней положение, гарантирующее приемлемый уровень благополучия и самоуважения. Это тоже "наследие Гайдара". Не только же полки, полные товаров, он нам оставил. Но одновременно именно присутствие рядом с отчаявшейся местной молодежью более и быстрее преуспевающей неместной, нерусской молодой и немолодой публики породило тот опасный контраст, который при умелой режиссуре ультраправых и ультралевых политиканов и идеологов позволил направить, канализовать озлобление и отчаяние неустроенной молодежи в русло шовинизма.

Отсюда вспышка повального скинхедизма. В 60-х - русские хиппи, в 70-х - неформалы эстрады, а сейчас - скинхедофашисты и "новые антисемиты". Бред? Логически - несомненно. Но политически закономерна и расплата за экономию на молодом поколении. Романтические, морализирующие и... относительно благополучные "непуганые дети", свалившие в 1991-м ГКЧП и открывшие дорогу Ельцину, уступили в начале нового века место "детям обезнадеженным", "детям без перспективы", "поколению неудавшихся" - несытому, циничному и злому.

Три источника этнического беспорядка в России. Третье на фоне первых двух способно дать взрывную смесь, сравнимую с шахтерскими забастовками ельцинской поры. На фоне думских выборов угроза особенно реальна. Поразительно, но этнополитика, затененная рыночными реформами, интригами вокруг собственности и борьбой с преступностью, 15 лет остается периферийным направлением деятельности власти. Это привело к накоплению крупного потенциала гражданского конфликта в этой сфере. Какого еще грома дожидается власть?

 

БОГАТУРОВ Алексей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter