Новые виды продукции — это самоцель

За 5 лет «Автогидроусилитель» освоит 20 видов новых изделий

Борисовский завод «Автогидроусилитель» уже более 40 лет представлен на рынке продукции машиностроительной отрасли и по праву считается ведущим производителем гидросистем рулевого управления. Здесь производят широкий спектр компонентов для автомобильной техники. Продукция предприятия известна не только в Беларуси, но и за ее пределами. Около 90 процентов производимого стабильно экспортируется в Россию и страны СНГ. К слову, на всех грузовых автомобилях и автобусах, которые выпускались в бывшем СССР и производят сейчас в странах СНГ, устанавливаются системы рулевого управления, сделанные в Борисове. Впрочем, мировой экономический кризис внес некоторые досадные коррективы в работу предприятия. Как известно, производство автомобилей в России за прошлый год резко сократилось, в связи с чем упал и спрос на продукцию Борисовского завода. О том, как пережило этот период предприятие и с каким настроением коллектив смотрит в будущее, рассказывает генеральный директор ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» Василий ЛАВНИК (на снимке).

— Василий Игнатьевич, что необходимо для того, чтобы предприятие, какой бы отрасли оно ни принадлежало, оставалось на плаву даже в экономически непростые времена?

— Я считаю, для предприятия гарантией безопасности может служить выпуск широкого спектра современной востребованной продукции. Поэтому первое и главное направление для нашего завода сегодня – освоение новых ее видов. В настоящее время удельный вес новой продукции в объеме производства нашего предприятия составляет 35 процентов.

Это немало, но и достаточным нельзя назвать. В связи с этим в стадии разработки находится программа по развитию и освоению новых видов продукции на 2011—2015 годы. Ориентировочно мы планируем за эти годы освоить около 20 видов новых изделий. Это традиционные для нас системы рулевых управлений и нетрадиционная продукция, предназначенная для сельхозмашиностроения.

— Вы пережили непростой год. Ваш основной партнер Россия сократила выпуск автомобилей более чем на 70 процентов! Как вы выживали в таких условиях?

— Российская Федерация – наш традиционный партнер. Со дня основания предприятия наша продукция присутствовала на российском рынке, присутствует сегодня и, полагаю, так будет и впредь. Мы нужны российским автопроизводителям, мы взаимодополняем друг друга. В наших отношениях все проверено, отлажено, никогда не было срывов в поставках, поэтому отношение к нашему предприятию там очень хорошее. В последние годы более 80 процентов производимого мы поставляем на конвейерные предприятия в соседнюю страну.

Разумеется, кризис в России больно ударил и по нам. Предприятие попало в довольно сложную ситуацию. Пришлось складировать продукцию, уменьшать объемы производства.

Большая доля риска для нас заключается в том, что мы выпускаем не конечный продукт, а автокомпонент. Мы завязаны на те предприятия, которые выпускают автомобили. К счастью, рынок выпускаемой автомобильной продукции в России хоть и немного (2—3 процента в месяц), но начал расти.

— Насколько уверенно вы чувствуете себя на российском рынке сегодня?

— Сокращение поставок в Россию случилось по объективным причинам. А так мы уверенно конкурируем, у нас отлаженные, надежные связи. Правда, там у нас было два конкурента – Стерлитамакский завод «ИНМАШ», который производил аналогичные рулевые механизмы для автомобилей УАЗ и ГАЗ, и станкоинструментальное производство КамАЗа, которое производило рулевые механизмы для установки на конвейер Камского автозавода. Но с учетом того, что мы провели модернизацию своих систем рулевого управления, пересмотрели ценовую политику, собственное производство рулевых механизмов КамАЗа стало невыгодным и его закрыли.

Теперь мы поставляем на КамАЗ сто процентов объема необходимой им продукции. До 2009 года поставляли только 50 процентов. Стерлитамак-ский завод «ИНМАШ» также свое производство закрыл. Новый хозяин посчитал, что производить подобную продукцию сегодня невыгодно и перепрофилировал производство.

— Тем не менее, как вы собираетесь компенсировать падение производства из-за сложной ситуации в РФ? Нельзя же постоянно работать на склад, сокращать производство и трудовую неделю?

— С самого начала кризиса на заводе была разработана программа по освоению производства новых видов изделий для внутреннего рынка. Мы освоили выпуск новых видов изделий для белорусских предприятий. Например, для Минского тракторного завода начали поставлять два вида гидроцилиндров. Закончили в этом году освоение гидроподъемника для трактора «Беларус», а также гидроцилиндра для Минского автомобильного завода. Так что частично удалось компенсировать падение сбыта. Мы сотрудничаем с такими отечественными предприятиями, чья продукция известна во всем мире и пользуются спросом даже в этот сложный период. МАЗ, МТЗ – это же мировые бренды!

— Приоритет внешней экономической политики Беларуси – это завоевание новых рынков сбыта, увеличение экспорта. Реально ли поставлять производимый вами автокомпонент не только в Россию, но и, скажем, в страны Западной Европы?

— Мы стремимся работать и с другими производителями автомобильной продукции. Однако для этого необходимо выполнить одно важное условие: внедрить систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международных технических условий для поставщиков автомобильных компонентов ISO/TS 16949. Работа в этом направлении ведется. Планируем во втором полугодии пройти сертификацию по этой системе.

— С какими показателями планируете отработать этот год?

— Нам уже удалось нарастить объемы производства. За 4 месяца 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, объемы выросли на 104,9 %, за 5 месяцев — на 108,5 %, за полугодие — на 110 %. К концу года должны выйти на 118,5 процента.

Планируем в течение второго полугодия неизменно работать с прибылью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter