Новые латифундисты

Земельные участки под Минском становятся объектами манипуляций
Земельные участки под Минском становятся объектами манипуляций

Встречаю недавно на улице хорошего знакомого. После обычного обмена приветствиями и дежурного: «Как жизнь?» дальнейший диалог стопорится. Собеседник хмур, озабочен и явно перегружен некими тяжелыми раздумьями. «Случилось чего, Кирилл?» — пытаюсь растормошить приятеля. Он не сразу, но откликается: «Ты знаешь, решили с женой перебраться жить за город — у ребенка аллергия сильнейшая, врачи посоветовали увезти его из города. Прикинули возможности — вроде есть кое–какие сбережения, квартиру можно продать и заняться строительством под Минском. Но вот сейчас узнал, сколько стоит земля, и ошалел. Средних размеров участок с подведенными к нему коммуникациями в Минском районе дешевле чем за 10 тысяч долларов не найдешь. Отдать такие деньги только за голую стройплощадку — значит самому остаться голым...»

Признаться, подобная новость меня обескуражила. Про космический рост цен на вторичном рынке жилья в Минске я знал: два года назад пришлось продавать собственную однокомнатную квартиру, за которую сегодня удалось бы выручить вдвое больше. Но информация о том, что, допустим, родные Ждановичи стоимостью своих земельных угодий почти «побратались» с канадским Доусоном, столицей золотоносного района в бассейне реки Клондайк, оказалась настоящим открытием.

Решил провести журналистский эксперимент и самостоятельно «диагностировать» степень остроты вопроса. Отыскать в рекламной газете объявление: «Продаю земельные участки в Минском районе» оказалось несложно. Позвонив по одному из указанных телефонов, я с ходу обозначил свой интерес: «А почем это нынче участок под коттедж где–нибудь в районе Минского моря?» Собеседница на том конце провода, представившаяся некоей Светланой Павловной, была сама доброжелательность: «Вы знаете, о таких вещах заочно, на пальцах, разговаривать трудно. Лучше подскочите к нам в офис, там и подберем приемлемые варианты...» На встречу я решил ехать не один, а вместе с девушкой–коллегой, чтобы изобразить молодую семейную пару, живо интересующуюся конъюнктурой цен на землю в пригородах Минска.

Оказалось, по продиктованному адресу располагается весьма респектабельное агентство недвижимости. Светлана Павловна задерживалась, поэтому на все интересующие вопросы согласилась ответить другой менеджер:

— Для начала мне нужно знать, в каком конкретно месте и каких размеров участок вас интересует...

— Вы знаете, с местом мы еще пока не совсем определились. Честно говоря, многое будет зависеть от стоимости. А площадь — ну, предположим, 15 соток.

— Хорошо, сейчас посмотрим по базе. Так, в Семково за 15 соток просят 15 тысяч долларов, в Боровлянах за ту же площадь — 20 тысяч. В Зацени 10 соток обойдутся в 16 тысяч долларов. Достаточно широкий выбор в Острошицком Городке, но там и разброс цен большой: за 10 соток в обжитой местности с подведенными коммуникациями — 15 тысяч долларов, а в деревне, без удобств, те же 10 соток вполне можно купить и за 500 долларов.

— Спасибо, мы будем думать...

Думать действительно настоящим покупателям придется крепко, ведь озвученные суммы иначе как шокирующими не назовешь. Вот только когда и за счет чего так взлетел земельный прейскурант? Знакомый риэлтер, к которому я обратился с просьбой прояснить ситуацию, только недоуменно пожал плечами:

— А чему ты удивляешься: спрос, как известно, рождает предложение. По той же причине сегодня трехкомнатная квартира в обычной минской «панельке» стоимостью 40 тысяч долларов на рынке долго не «залеживается». Впрочем, активизация процесса купли–продажи земли в престижных местах под Минском связана и с другим немаловажным нюансом. Где–то с осени прошлого года люди, которым в свое время были выделены участки под строительство дома, стали резко оформлять землю в собственность. Почему, спросишь, наделы, о которых многие уже чуть ли не забыли, оставив их зарастать бурьяном, вдруг снова удостоились пристального внимания? Дело в том, что народ прослышал: Комитет по земельным ресурсам провел ревизию «лакомых» соток вблизи столицы, после которой все заброшенные участки будут изъяты и вновь перераспределены. А поскольку речь идет об элитных в смысле месторасположения угодьях, на них тут же «слетелись» многочисленные покупатели. В итоге, скажем, в Щемыслице сейчас практически невозможно найти и приобрести свободный участок, похожая ситуация складывается с Лапоровичами. А в Новинках, Зацени, Тарасово цена уже колеблется в районе 2 тысяч долларов за сотку. И это не предел — к весне цены вырастут еще больше, поэтому сегодня очень выгодно вкладывать деньги в землю в окрестностях Минска. Посуди сам: несколько месяцев назад за 10 соток под дачу в Силичах просили 1 тысячу долларов. А сейчас, после открытия там горнолыжного центра, говорят, торг начинается уже с 5 тысяч долларов...

Так что же это такое получается? В свое время людям выделяли участки для непосредственного улучшения собственного жизненного пространства, а они в итоге дождались удобного момента и в буквальном смысле на ровном месте, приложив минимум усилий, улучшают теперь уже жизненное благосостояние? К тому же некоторые «прогнозисты» говорят о том, что новые правила лицензирования, ужесточившие требования к агентствам недвижимости, в недалеком будущем могут привести к увеличению количества так называемых «черных маклеров». И многие сделки, в том числе с земельными участками, уйдут в «тень». Впрочем, судя по всему, государственными чиновниками сложившееся положение оценивается не столь пессимистично.

По словам начальника землеустроительной и геодезической службы Минского района и Заславля Александра Писарика, подавая заявление в сельский исполком о предоставлении земельного участка, любой человек может одновременно ходатайствовать и о том, чтобы этот участок был передан ему в частную собственность. Подобную систему до сих пор никто не отменял. Правда, если возникнет необходимость в залоге конкретного земельного надела, оформлении наследства, дарения, продажи, тогда землю у государства придется покупать. Существующее законодательство позволяет человеку, выкупившему земельный участок у государства, продать его по сложившейся на рынке цене. Главное условие, чтобы эта цена была не ниже нормативной, к которой ежегодно по постановлению Совмина вводятся коэффициенты, учитывающие уровень инфляции...

Давайте сравним: в 2004 году для получения земли в собственность за 15 соток в пригороде Минска люди платили государству от 800 тысяч до миллиона рублей (цена возрастала до 1 миллиона 200 тысяч, если участок располагался на плодородных землях высокого качества). Кстати, некоторые граждане имеют право выкупать землю и по льготной цене в размере пятикратной ставки земельного налога. Например, наследники после смерти наследодателя, которому был предоставлен земельный участок до 16 июня 1993 года (день принятия закона о собственности на землю), или люди, стоящие в очереди на улучшение жилищных условий. А теперь вспомните, сколько за сотки в столичном пригороде нынче просят на рынке.

Однако, как пояснил Александр Писарик, по поручению Совмина Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии была проведена работа по кадастровой оценке земель населенных пунктов Минского района. Это было сделано прежде всего для того, чтобы сельисполкомы смогли выставлять землю на аукционах с солидной стартовой ценой. Таким образом, в прошлом году Боровлянский сельсовет продал два земельных участка за 42 миллиона 50 тысяч рублей, Ждановичский — 15 участков более чем за 284 миллиона рублей, а на аукционе в Заславле 6 участков ушли за сумму около 32 миллионов рублей.

Вместе с тем, по заверению руководителя землеустроительной службы Минского района, соответствующими органами осуществляется и жесткий мониторинг использования и оборота земли:

— Сейчас выработана однозначная позиция: мы фактически вообще приостановили процесс изъятия земель у сельхозпредприятий и предоставление их под строительство и обслуживание жилых домов, поскольку надо навести должный порядок на тех участках, которые в свое время были предоставлены сельисполкомами гражданам для жилищного строительства. Скажем, выявляем и стараемся изымать те участки, которые остаются неосвоенными в течение двух и более лет. В прошлом году таким образом в Минском районе были перераспределены около 260 земельных участков. Следим за тем, чтобы в престижных местах под Минском один человек не мог получить несколько земельных участков — естественно, за исключением случаев наследования, дарения и т.д.

Встречаются факты самовольного занятия земли, когда хозяева участков вторгаются в земли общего пользования, различные хозяйственные проезды, тем самым нарушая генплан. Тогда наша служба вносит на рассмотрение исполкома предложения о возврате самовольно занятых земельных участков прежним пользователям.

Строго контролируется и целевое использование земли. Хотя в Минском районе достаточно часто подаются заявления с просьбой разрешить организовать на приусадебном участке, например, шиномонтаж, станцию техобслуживания, закусочную и т.д. Мы, в принципе, идем навстречу, да и закон это позволяет — после оформления соответствующего пакета документов, оплаты потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства и т.д.

Иногда можно услышать дилетантское мнение: мол, элитные земли под Минском активно скупаются иностранцами. Заявляю ответственно: такого быть не может в принципе. По закону сегодня купить земельный участок может только гражданин Беларуси, постоянно проживающий в нашей стране, а иностранцы имеют право получить его для строительства жилого дома и других целей в аренду до 99 лет. Но мы, как правило, устанавливаем срок поменьше — так легче осуществлять контроль, да и арендатора это подвигает к быстрому освоению земли и началу строительства...

Что ж, казалось бы, можно согласиться с тем, что государственные структуры держат руку на пульсе земельного круговорота и, строго следуя букве закона, ставят заслон махинациям в этой сфере. Но почему–то при этом не заметно, чтобы шло на спад по сути откровенно спекулятивное взвинчивание цен на землю вблизи Минска. Возможно, стоит проявить более пристальное внимание к этой проблеме всем заинтересованным и в первую очередь контролирующим ведомствам? Или, ввиду особого статуса земель Минского района, отрегулировать процесс их приватизации и перепродажи отдельным нормативным актом. Иначе вскоре у нас может появиться немало эдаких одномоментных рантье, благодаря счастливому случаю сколотивших себе приличный капиталец на земле...

Кстати

В Минском районе выделено гражданам 23.680 земельных участков, предназначенных для строительства и обслуживания жилого дома. На них уже построено и сдано в эксплуатацию 6.155 жилых домов, в стадии строительства — 16.590 домов. Владельцам 32 земельных участков решением сельских исполкомов продлен срок освоения земель, еще семеро собственников добились этого права в судебном порядке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter