Новое - это незабытое старое

К одной из причин малоэффективности интеграционного процесса в Содружестве серьезные наблюдатели относят необоснованное разграничение странами - участницами СНГ экономических и политических проблем.
К одной из причин малоэффективности интеграционного процесса в Содружестве серьезные наблюдатели относят необоснованное разграничение странами - участницами СНГ экономических и политических проблем.

Такая ситуация была запрограммирована еще при создании Содружества. В документах, на основе которых создавалось СНГ, вроде бы и содержались сугубо декларативные положения об общем пространстве - экономическом, военно-политическом. При этом на практике весь комплекс отношений, который Содружество унаследовало от Советского Союза, был искусственно фрагментирован: структуры СНГ были больше ориентированы на экономическую интеграцию, а комплекс военно-политических проблем был сферой приложения структур, предусматриваемых Договором о коллективной безопасности.

Но несмотря на то, что пока ни на одном уровне решающих успехов в интеграционном процессе добиться не удалось, прошедший на прошлой неделе в Минске саммит Содружества, похоже, несколько изменил фон политических отношений в СНГ.

Во-первых, уровень эффективности двусторонних переговоров премьер-министров и президентов, проведенных в рамках саммита, позволяет говорить о новом смысловом наполнении определения Содружества как форума, где президенты могут обсудить и принять самые актуальные, в том числе и двусторонние, решения. Так было и на этот раз. К примеру, президенты Александр Лукашенко и Леонид Кучма договорились во время двусторонней встречи об активизации товарооборота между Беларусью и Украиной. Ну а двустороннюю встречу Александра Лукашенко со своим узбекским коллегой Исламом Каримовым вообще можно назвать своего рода лоббированием белорусских экономических интересов в Азиатском регионе. Речь идет о поставках в Узбекистан белорусской сельскохозяйственной техники. Итоги рабочей встречи Владимира Путина с Леонидом Кучмой вообще стали своего рода сенсацией саммита и были названы прорывом в отношениях.

Во-вторых, отдельно хотелось бы сказать и о том, что именно минский саммит можно считать точкой отсчета роста влияния России в рамках Содружества. Было сделано несколько важных внешнеполитических шагов, которые показали способность России защищать свои интересы. В этом ряду можно рассматривать и введение визового режима с Грузией. Формально такое решение принято из-за непрекращающихся боевых действий в Чечне, из-за того, что терроризм стал повседневной угрозой всего Кавказа и соседствующих с ним территорий. Но наблюдатели рассматривают такой шаг по отношению к Грузии как ответ на ту неоднозначную политику, которую грузинский президент Эдуард Шеварднадзе проводит в отношении России. Чего стоит вывод в чисто поле с территории Грузии российских военных баз. Впрочем, Россия оставила своему партнеру по Содружеству пространство для политического маневра: Президент Владимир Путин не только высказал предположение, что это временная мера, но и заявил о своей готовности к дальнейшему продолжению переговоров по этой болезненной проблеме.

В беседе с корреспондентом СБ министр иностранных дел России Игорь Иванов отметил, что впервые в истории СНГ на саммите были рассмотрены и приняты все вопросы, внесенные в повестку дня. Раньше, случалось, вопросы заваливали не потому, что они были неактуальны, - так косвенно обозначались острые углы во взаимоотношениях. Но, как заметил Игорь Иванов, видимо, время для осознания того, что никто нам, кроме нас самих, не поможет, настало. И минский саммит стал лучшим тому подтверждением.

Совершенно ясно, что экономическая эффективность Содружества не может характеризоваться только лишь окончанием формирования зоны свободной торговли - здесь отношения регулируют такие неполитические, на первый взгляд, факторы, как цены, тарифы, экономическая заинтересованность. Но шаги в экономике, как правило, следуют за политическими договоренностями. А внешнюю политику многих стран Содружества стали во многом формировать новые условия - угроза международного терроризма и проявлений экстремизма, которые, по словам Президента Александра Лукашенко, стали реальной опасностью для территориальной целостности и мирной жизни в ряде стран - участниц СНГ.

Поэтому к третьей новой тенденции для стратегического партнерства СНГ, старт которому был дан именно на минском саммите, можно отнести смещение центра тяжести в сторону военно-политического сотрудничества. Это и ряд политических заявлений, озвученных на итоговой пресс-конференции Владимиром Путиным, и то, что главными рабочими темами высокой встречи стало практическое решение вопросов безопасности Содружества. В этом ряду большое значение приобретает деятельность Антитеррористического центра. Можно сказать, что на уровне президентов проблемы военной безопасности если и рассматривались, то весьма осторожно. А вот на двустороннем уровне проблемы военно-технического сотрудничества обсуждались детально. Так, 1 декабря министры обороны Беларуси и Киргизии подписали соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве, которое предусматривает и совместное решение проблем военного образования и науки.

...Саммит завершился. И реализацией достигнутых договоренностей начался отсчет подготовки к очередному форуму президентов. СБ уже писала о том, что юбилейный саммит планируется тоже провести в Минске.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter